Написать хорошее фэнтези, избежав расхожих штампов и неплохо на них потоптаться, - задача сложная, но британский писатель Джо Аберкромби с ней справился на отлично. Роман "Кровь и железо" можно смело назвать не только удачным дебютом перспективного автора, но и одним из лучших образцов современного фэнтези.
Главной удачей Аберкромби стоит назвать прекрасно проработанных персонажей. Три главных героя и почти десяток второстепенных получились очень харизматическими, интересными и колоритными. Автор не гнушается периодически с головой макать героев в отбросы, из которых потом им приходится выбираться, но такой ход только добавляет достоверности обликам персонажей. Они действуют как реально живущие люди, так же как и все ошибаются, у них не все получается, они не безгрешны, но порой способны на благородные и героические поступки.
Сконцентрировавшись на описании персонажей, автор гораздо меньше уделил внимания миру, в котором происходит действие романа. Читатель в начале книги оказывается в положении игрока РПГ-игры, ничего не знающего о происходящем вокруг, и знания о мире приходится по крупицам собирать из диалогов героев, их рассказов, монологов и размышлений.
Еще одним элементом, которого не достает в книге, является действие. Каждый из героев решает какие-то свои локальные проблемы, но масштаба происходящему пока не хватает, впрочем Джо мастерски нагнетает ощущение, что в ближайшее время события станут разворачиваться с поистине ураганной скоростью. Как никак, "Кровь и железо" всего лишь первая часть трилогии, и судя по всему служт всего лишь прелюдией к действиям, которые развернутся в следующих частях.
Итог: Отличный образец реалистичной фэнтези. Книге может не хватать проработанности мира и действий, но прекрасно описанные персонажи с лихвой компенсируют эти недостатки.
9 из 10