Цитадель

May 16, 2011 03:49


Посмотрел "Цитадель". И вот, что я вам скажу: "Цитадель" - очень хороший фильм. А Михалков - очень хороший режиссер. И, кстати, стал гораздо более умным и смелым режиссером. И человеком.
Теперь о фильме. Это, конечно, метафора, причем, снято всё действительно в таком постмодернистском стиле.
О чем фильм? Если коротко - то о сапиенсах. О том, что сапиенсы - не равны друг другу, как, например, и другие животные. Есть более сильные, есть слабые. Фильм об инстинктах:- выживании и размножении. И о том, как всё это сочетается в социуме. Тем более в социуме, находящемся в состоянии войны.
Мне кажется, что Михалков понимает, кто есть гомо  сапиенс. И старается объяснить это зрителям. Советую тем, кто будет смотреть, не забывать об инстинктах и смотреть на происходящее сквозь эту призму.
Что касается "черной пехоты" с черенками пошедшей на цитадель, то это в рамках известной тактики - поставь своих солдат в местность смерти (я, кстати, и сам был в такой ситуации о чем в свое время написал даже рассказ "Русский и китаец в местности смерти". К сожалению, потерял его, он на машинке был напечатан. Правда, писал я его в юмористическом стиле, и совсем не о войне). Кстати, эта древняя китайская тактика и сейчас применяется управителями, да и на бизнес-тренингах ей обучают. Думаю, каждый из вас в такой местности был, А кто не был - всегда будьте готовы. 
Метафор по фильму разбросано много. Ведь фильм еще и об эволюции: недаром кадры начинаются с болота - богомол, комар, бабочка... Тут уж целый трактат можно написать. И об этом писать, думаю, будут. Кстати, вспомните, бабочку из рассказа Бредбери. И так далее, комар, например, или паучок из фильма... Кто управляет эволюцией гомо сапиенсов? На это просто не ответишь, но возможно, Михалков об этом догадывается.
Есть, конечно, и более понятные метафоры: это когда комбриг Котов встает на мину, на которой только что стояла его дочь. Понятно, что хотелось бы объяснить детям, как надо ходить по минам жить.
Когда я смотрел первый фильм "Утомленные солнцем", то меня раздражало, что Котов такой хороший вот, а в 37-ом его взяли на ушко, да на солнышко. Потому что я понимаю репрессии так: одни герои гражданской душили других героев. То же самое происходило и в партии. То же самое происходит и будет происходить у нас сейчас после, гм, революции 1991-1993 годов.
Я понимаю тех, кто возмущается тем, что в фильме нет героев. Привычных нам героев-защитников. Таких фильмов много и их еще будут снимать. Но михалковский фильм не об этом, а о том, что происходит с гомо сапиенсами. Об эволюции. А эволюция человека происходит в сфере морали.
А есть ли в Цитадели человек вообще? Или точнее - Человек? Думаю, есть. Только в фильме его нет, он в прошлом.
Это тот самый поп, которого комбриг Котов еще в гражданскую повел в лесок. По словам Котова перед смертью священник спросил его; "А ты знаешь, за что будешь умирать? Я вот знаю."
И высунул язык.
После чего комбриг его собственноручно зарубил шашкой.
Ну, и перед просмотром подумайте, кто вы? И куда движетесь? И куда мы все - сапиенсы, движемся?
Война - это абсурд. Войны начинают людоеды, нелюди. Для меня выводы относительно всяких там прогрессов неутешительные.
А фильм - великолепный. И возможно, что это будущее русского кино. По крайней мере, я на это надеюсь. А Михалкову успехов и дальнейших творческих удач!

ЗЫ Написал и вспомнил... Есть у нас в городе, как и во всяком русском городе, мемориал. На специальных стелах - фамилии погибших. И есть еще свободные места на этих стелах. Я думал, скажет ли кто-нибудь об этом?
И всегда по - назовем их печальными - так вот по печальным праздникам происходят там митинги и прочие мероприятия. Так вот однажды один из руководителей так и произнес: мол, мест для фамилий еще много, и эти фамилии будут тут регулярно появляться. Никто и ухом не повел...  Welcome to hell!

психология, эволюция, смерть, нелюди, бездушные твари, постмодернизм, жизнь, творчество, кино, людоеды

Previous post Next post
Up