И ещё
о педагогике. Посмотрел недавно три сезона аниме Classroom of the Elite, поверив ролику на YouTube, сравнившему протагониста с Ягами Лайтом и Лелушем Ламперужем, хотя тот и не пытается захватить мир.
Как это обычно бывает в аниме, замах был на рубль, а удар вышел на копейку. Получилась мешанина из клише, крупно порезанных, как греческий салат из супермаркета. Там и роскошная школа, заказывающая круизы на необитаемые острова в южных морях, и зловеще сверкающий очками председатель непонятно чем занимающегося школьного совета, по правый подлокотник которого стоит верный вассал, и полногрудая госпожа (в данном случае, не одноклассница, а молодая учительница), принуждающего к общественной работе уклоняющегося от неё одарённого ученика, и семиклассники - все, как один, с мрачным прошлым, и две программы выращивания супердетей.
Сюжетные линии обрываются, впрочем, ещё ожидаются сезоны, в которых их могут возобновить.
Есть абсурдные детали: элитная школа увешана видеокамерами, но школьная администрация открыто уклоняется от поддержания порядка, а нравы учеников - как в школе в советском рабочем районе. Протагониста-интеллектуала сценарий загоняет в тупик, из которого он выходит, распинывая ногами противников: он ещё и каратист, ко всему прочему.
Центральная идея этой педагогической поэмы: отобрать в сверхэлитную школу лучших, а потом, вместо переводных экзаменов, устроить для них королевскую битву, почти без правил, с круговой порукой и игрой «выходи без последнего!» (два раза).
Вполне понятно, откуда взялась эта идея: таково популярное представление об английской системе обучения аристократии, отягощённое нравами Дальнего Востока.
Я бы не тратил времени на подобие рецензии на это аниме, если бы не мысли о педагогике и смежных темах, на которые оно меня навело:
- важность «командной работы» часто подчёркивается любителями садизма, круговой поруки и эксплуатации,
- власти вряд ли станут оплачивать выращивание крысиного волка, из-за стремления к самосохранению,
- тратить десятки отборных учеников на то, чтобы вырастить одного лидера, - расточительность, худшая, чем принцип «двоих забей, третьего выучи»,
- поскольку школы заключают договоры об обучении не с коллективами, а с отдельными учениками (их опекунами), и поскольку полученные знания применяются именно учениками, а не школьными классами, то и обучаться, а тем более, экзаменоваться, должны именно отдельные ученики,
- аристократы практикуют K-стратегию размножения, и не могут позволить себе посылать детей в учебные заведения, из которых их наследники рискуют вернуться мёртвыми, искалеченными или сломленными на всю жизнь,
- и неловкие моменты встречи во взрослой жизни со своими мучителями или мучимыми, с десятками причин для дуэли, им не нужны,
- наше представление о жестоких нравах английских «публичных» школ может быть неверно (UPD: то же мнение),
- возможно, потому что оно сформировалось под действием воспоминаний учившихся там простолюдинов,
- которых, возможно, для того и приняли, чтобы издеваться над ними (как Стюарта Кельвина Забужко), и чтобы они потом об этом написали,
- отмороженнее педагога - педагог-новатор,
- отмороженнее педагога-новатора - непедагог, изобретающий новаторскую педагогику.