Риторические упражнения

Jan 01, 2016 23:30

В античности главным предметом учебного плана была, практически, риторика.

КЯПВ, и при условии, что среднее образование вообще не будет упразднено, риторика в него будет возвращена, в большей мере, чем теперь, за счёт литературы.

Как в античности учащиеся должны были сочинять судебные речи на фантастические сюжеты, будто заимствованные из индийского кинематографа, так и КЯПВ, в качестве главного упражнения, учящиеся должны будут составлять речи. Потом их, без указания автора, кто-нибудь будет зачитывать перед аудиторией (параллельным классом, например), который должен будет упорядочить речи по убедительности, на чём будет основана оценка.

Но предмет этих речей будет другим. Учащимся будет предлагаться относительно общеизвестный факт, касающийся русского или другого народа. Каждому надо будет составить две речи: одна должна на основании этого факта обосновывать неполноценность и историческую вину русского народа, другая - его превосходство над другими и предназначение к господству.

Итоговая оценка за упражнение должна быть наименьшей из оценок за обе речи, чтобы учащиеся были равно заинтересованы в качестве обеих речей.

Пример темы: русские используют смесители, а англичане - раздельные краны для горячей и холодной воды. Речь в пользу русских может указывать на техническое превосходство, потребность в свободе выбирать температуру воды, вызвавшую их появление, особую чистоплотность, по сравнению с англичанами, моющимися в стоячей воде умывальника. Речь в пользу англичан - на экономию ресурсов, спартанский аскетизм, приверженность традициям.

Долгая практика в таких упражнениях снизит уязвимость русских к демагогии, а риторические находки можно будет использовать в пропаганде против иностранцев (а против русских не выйдет: само происхождение этих приёмов будет мешать их эффективности).

КЯПВ

Previous post Next post
Up