Прочитал роман Ольги Онойко
«Сфера 17», снискавший определённую скандальную известность. По прочтении возникли некоторые мысли:
- роману трудно будет снискать успех. Женщинам безразличны вопросы политики и стратегии, центральные для космической оперы. Любого же мужчину утомляет навязчивый яой, абзацы с которым в этом романе нельзя пропускать мимо глаз, так как он делается сюжетообразующим;
- несмотря на это прочесть роман и проанализировать его социальные и прочие идеи - своего рода испытание для человека, претендующего на что-то. В середине романа главному герою пришлось вытерпеть ради родины и не такое (впрочем на этом месте я подумал: «какого ...!?» и едва не бросил читать);
- для настоящего литературного успеха произведение слишком специфическое. Тем не менее, автору следует искать контакты в аниме-индустрии Японии, сейчас испытывающей кризис идей и впавшей в постмодернизм и самопародию. При удаче из романа может получиться нечто вроде «Титании». Это уже второй замеченный мною отечественный роман, возможно, написанный под влиянием японской анимации и легко в неё превращаемый. Первый - «Общая теория доминант» Дениса Белохвостова.
- не нужно назначать женщин и геев на особо ответственные посты. Им трудно будет разделить работу и личную жизнь. Тяжело возглавлять контрразведку, разрываясь между нежными чувствами к покойному императору, планетарному системному администратору, младшему сержанту с красивыми ушами (от которого, засмотревшись, чуть не словил пулю), секретарю, командиру батальона спецназа и кого я ещё забыл.
- в основе романа - контроль над эмоциями как оружие, весьма женская идея. Во вселенной Сфер власть становится из военной и экономической эмоциональной. Первой эмо-державой стала коммунистическая Манта, уничтоженным зародышем второй - Звёздный Легион, а третьей - Циалеш. Да и все сколько-нибудь выдающиеся люди - настолько умелые эмоциональные манипуляторы, что годятся на роль красных селёдок, подозреваемых во внедрении с Манты. Впрочем, личность настоящего мантийского агента мне стала ясна ещё до середины романа. В романе показано неудержимое, после преодоление некоторого порога, распространение по Вселенной с перебежчиками и подражателями нового абсолютного оружия, сделавшего устаревшим всё остальное, - технологии эмоционального контроля;
- уничтожить нечто зарождающееся и в будущем опасное может только самодержавие или диктатура. Демократия, бюрократия или олигархия будут постоянно недооценивать опасность и выделять против неё слишком мало ресурсов, пока не станет поздно;
- можно ли было написать о том же, но без яоя? Подумав, я решил, что вряд ли. Причина того, что манипуляция эмоциями и мужеложество оказались переплетены в одном произведении, не только в том, что и о том, и о другом пишут женщины для женщин. Если ты повелеваешь чувствами и хочешь чего-то добиться, ты чаще будешь вызывать любовь или нечто легко в неё переходящее - вину и т.п. Ведь обычно цель - что-то получить, а уничтожить что-то - только средство. Прямой и не вовлекающий лишних людей путь к получению людей или вещей - вызвать у цели или её хозяина добрые к себе чувства. Но если в политической или военной борьбе постоянно прибегают к вызыванию любви, то по очевидным математическим соображениям, эта любовь по крайней мере в половине случаев будет однополой. Поэтому-то, где манипуляция эмоциями, там и яой;
- кстати, честная коммунистическая утопия тоже будет яойной. Во-первых, как и написано Онойко, коммунизм основан на замене денежного обращения эмоциональным, которое будет легко переходить в яой, во-вторых, все коммунисты свихнулись на педагогике, а где педагогика, там и педагогическая педерастия, и нежная дружба в интернатах;
- зачем это вообще читать? Какое отношение это имеет к нашей жизни? Прямое. Русские - жертвы систематической эмоциональной манипуляции. Половина эмоций, которые мы испытываем, неуместны, подрывают нашу договороспособность, лишают нас ресурсов и вложены в нас врагами. Мы должны быстро овладеть своими чувствами, или не выживем в международной конкуренции.