Экстренный ремонт авианосца USS Yorktown; 1942 год

May 08, 2020 23:24

Американский авианосец USS Yorktown (CV-5), тяжело поврежденный в бою в Коралловом море,
проходит экстренный ремонт в сухом доке в Пирл-Харборе перед срочным выходом в океан для боя
у атолла Мидуэй, 29 мая 1942 года. Этот бой оказался для авианосца последним - корабль погиб,
но свои задачи выполнил и тем самым ремонт оправдал...
Большое фото:




Краткая история этого ремонта, в изложении писателя-историка У.Лорда ("Невероятная победа"):

"...Вечером после осушения дока небольшая группа специалистов обследовала повреждения «Йорктауна»,
осматривая пробитые и смятые листы обшивки. Сам адмирал Нимиц вместе с начальником дока капитаном
1-го ранга Джайллетом и своим заместителем по судоремонту капитаном 2-го ранга Пфайнстегом выяснял
последствия попаданий японских авиабомб.

Повреждения были очень серьезные. Правда, два близких разрыва не причинили большого вреда - пластырь
удерживал поступление воды через мелкие осколочные пробоины. Намного хуже было прямое попадание - бомба
разворотила четыре палубы, разрушив все на 100 футов в окружности. Палубы вздыбились, двери и люки
оказались сорванными, водонепроницаемые переборки - вспученными и пробитыми, бимсы и стрингеры -
скрученными.
Требовалось несколько недель, чтобы отремонтировать авианосец.

- Корабль должен быть введен в строй через три дня, - приказал Нимиц.
Голос адмирала был спокоен, как будто речь шла о совершенно обычной вещи.

Специалисты в нерешительности переглянулись, поколебались, и наконец капитан 2-го ранга Пфайнстег,
тяжело сглотнув слюну, ответил за всех: - Есть, сэр!"

"...Пришедший позднее Спрюэнс поднял вопрос о том, удастся ли все-таки за столь короткий срок
отремонтировать "Йорктаун".
- Он присоединится к вам, - твердо ответил Нимиц.

Командующий знал, что говорил. Рабочие доков, ремонтирующие авианосец, старались изо всех сил.
Непрерывно грохотали пневматические молотки, в надвигающихся сумерках ярко сверкал ацетилен.

В тот же вечер, пробравшись через немыслимую паутину кабелей и шлангов, опутавших палубу,
на борт "Йорктауна" поднялся рассыльный и вручил пакет с документами начальнику корабельной
канцелярии младшему лейтенанту Джону Гринбеккеру. Гринбеккер расписался за документы и стал
таким образом первым из экипажа "Йорктауна", увидевшим оперативный план 29-42 - официальный
план штаба адмирала Нимица, который включал в себя все мысли и решения за последние две недели."

"...А между тем в сухом доке No 1 работа шла полным ходом. Сотни людей работали на "Йорктауне",
и уже становилось ясно, что авианосец будет возвращен в строй в срок, указанный командующим.
Гремели пневматические молотки и дрели, тучи дыма поднимались от десятков ацетиленовых горелок,
срезавших лохматые обрывки поврежденных конструкций. Работой 150 судосборщиков и монтажников
руководил старший мастер Билл Беннет - один из наиболее квалифицированных мастеров судоремонтного
завода ВМС.

Времени на составление чертежей и эскизов не было. Решения принимались прямо по ходу работы.
Снимались поврежденные части набора, по контуру повреждений на месте обрезались стальные листы,
ставились заплаты на мелкие пробоины, ослепительно сверкала электросварка. Скрежет и грохот стоял,
как в аду. Столь же невыносимы были и условия работы: страшная жара, заполненные дымом отсеки.
Люди шатались от усталости, но не позволяли себе и минуты отдыха. Вместе с судосборщиками
самоотверженно трудились судовые монтажники под руководством старшего мастера 31-го цеха Эллиса Клантона.
Им предстояло исправить поистине фантастический ассортимент повреждений - от аэрофинишера и площадок
элеватора до замены бесчисленных трубопроводов и клапанов.

В какой-то момент одна бригада сварщиков, не выдержав напряжения, решила прекратить работу.
Люди смертельно устали. Неожиданно появившийся офицер попросил рабочих задержаться и выслушать его.
Он рассказал рабочим, что японцы идут к Мидуэю, что они считают "Йорктаун" потопленным, и можно себе
представить, каким сюрпризом для них будет появление "Йорктауна" в бою. Выслушав офицера, сварщики
вернулись на рабочие места.

Всю ночь 28 мая работы не прекращались ни на мгновение. Огромный авианосец стоял в доке в ореоле
голубых вспышек электросварки. Все это было настоящим кошмаром для экипажа, который и так не имел
ни минуты отдыха. Почти все матросы были заняты на погрузке боеприпасов для авиации.

Пока на "Йорктауне" продолжались работы, интересные события происходили в окрестностях Гонолулу.
Сначала был отключен свет в районе Кахала, а затем поочередно и во всех других районах города.
И, хотя местные жители давно привыкли к ненадежной работе Гавайской электрической компании,
в данный момент дело обстояло в другом. Необходимость огромных затрат электроэнергии для
срочного ремонта авианосца заставила руководство дока связаться с президентом Гавайской
электрической компании Лесли Хиксом и конфиденциально сообщить ему о критическом положении.
Хикс обещал помочь и, отключив энергию от некоторых районов Гонолулу, подал ее на док.

Утром 29 мая отведенное для ремонта время истекло. В 11 часов утра насосы затопили док,
и "Йорктаун" начал выходить в порт. Это очень сложная работа - выводить из дока такую громадину.
"Йорктаун" шел медленно, даже слишком медленно для общего настроя людей, привыкших за последнее
время к бешеной спешке. Сотни рабочих еще находились на борту авианосца, продолжая работы."

"...Рассвет над Перл-Харбором в субботу 30 мая обещал хорошую погоду. С первыми звуками горнов и
свистками боцманских дудок, возвещавших побудку, на борт "Йорктауна" прибыл адмирал Нимиц.
Командующий попросил командира авианосца капитана 1-го ранга Эллиота Букмастера объявить всему
экипажу, что он, Нимиц, сожалеет, что не смог предоставить им заслуженный отпуск. Но после
этого боя, он твердо обещает, весь экипаж авианосца будет отправлен на три недели в Соединенные Штаты.

В 9.00 начали работать машины "Йорктауна". На авианосце еще продолжали работать монтажники
и изолировщики трубопроводов, когда кто-то крикнул им сверху: "Давайте, парни, все на берег! Быстрее!
Мы уходим!" Авианосец уже подходил к выходному каналу, когда последний катер с рабочими отвалил
от его борта. Под звуки мелодии "Калифорния, я вернулся!", передаваемой репродукторами боевой трансляции,
"Йорктаун" вышел в море..."
(С) У.Лорд

флот США, Оружие и боеприпасы, США, история, Вторая Мировая Война, техника, Гавайи, Индустриальная Америка, Фото, люди, Корабли

Previous post Next post
Up