Что не так с Петроградскими веломаршрутами

Aug 07, 2017 19:25


В городе ударными темпами завершаются работы по созданию веломаршрутов, запланированных на этот год. В Петроградском районе уже почти всё готово. Самое время посмотреть, что получилось и покритиковать. Но сначала пара слов об удачах и достижениях.
1) Хорошо, что получилось сделать велосипедные полосы. До этого в Петербурге делали только велосипедные дорожки, причем исключительно двухстороннего движения. И считали, что если на дороге нет лишних трех метров, то никакой велодорожной инфраструктуры сделать невозможно.
2) Особенно выдающимся достижением является велосипедная полоса на Большом Крестовском мосту. Мосты являются своего рода "бутылочными горлышками" дорожной сети, в которые стекается множество транспортных потоков. И традиционно считалось, что на мостах совершенно нет лишнего пространства для велодорожек. А тут оказалось достаточно немного сузить автомобильные полосы, и хватило место для велосипедной. К сожалению, пока только для одной.
3) Очень ценно и важно, что не удалось сделать разметку велопересечения на перекрёстках. Причем, это не просто разметка 1.15, но ещё и красное дорожное покрытие, ярко акцентирующее зоны пересечения велосипедного и автомобильного трафика.
Эти велосипедные полосы и велопересечения являются своего рода прецедентами, расширяющими возможности проектировщиков и строителей велодорожек.

Но начиная с велопересечений, уже появляется предмет для критики. Очень жаль, что на веломаршрутах в центральной части города, включая Петроградский район, ограничились только переразметкой проезжей части и тротуаров, не изменяя конструктивных границ. Чрезмерно просторные перекрёстки (Левашовский-Чкаловский), перекрёстки с "коленцами" (Введенская-Большая Пушкарская) так и остались такими. Зоны пересечения велосипедного потока с автомобильным здесь тянутся на полсотни метров, повторяя изгибы дороги, которые вполне можно было сократить и сгладить, преобразовав обширные асфальтовые площади в компактные и ясно очерченные зоны пересечения транспортных потоков. Для начала хотя бы разметкой и сигнальными столбиками.



Ещё хуже, что на второй половине петроградских маршрутов - тех, которые выполнены не велополосами, а в виде велопешеходных дорожек на набережных, вообще никак не предусмотрели пересечения перекрестков. По "старой доброй традиции" самые сложные участки маршрутов тут проигнорированы. Потому что самые сложные они не только для движения, но и для проектирования.



Самый ужасный такой перекрёсток я уже приводил в пример в предыдущем посте (крест показывает место, где переход запрещен, а красный пунктир - путь, проходящий через пять переходов и соединяющий велопешеходные дорожки набережных):



Доезжаете вы до знака "конец велопешеходной дорожки", и у вас даже нет варианта перейти дорогу по пешеходному переходу. В принципе, можно спуститься на проезжую часть и преодолеть перекресток вместе с потоком машин. Правда, если вы едете от телевышки к Авроре, то для этого понадобится ещё перейти дорогу (а после перекрёстка перейти обратно). А при движении в обратную сторону придется вылезти во второй ряд, так как первый движется только направо, на мост. Согласитесь, расслабленная езда по велотротуару набережной слабо гармонирует с преодолением самых сложных дорожных участков в потоке машин. А если вы выбрались прокатиться по набережным с ребёнком, так это и вовсе не вариант. Хеликоптер, как говорится, нихт. Придётся пробираться на другую сторону моста обходными переходами (см. схему выше).

Прочность цепи определяется прочностью самого слабого её звена. Точно так же и удобство и безопасность всего веломаршрута зависят в первую очередь от удобства и безопасности самого неудобного и опасного перекрёстка на этом маршруте.

Велосипедные (и велопешеходные) дорожки, на которых приходится спешиваться, чтобы преодолеть перекресток по пешеходному перед переходу - абсурд сами по себе. А если при этом ещё и нет перехода - абсурд в квадрате. Таких ситуаций в принципе не должно существовать. Появление только одного пешеходного перехода в этом месте больше сделало бы для велосипедного и пешеходного движения по набережным, нежели километры этих велотротуаров, и знаки, установленные прямо на пути движения велосипедистов и пешеходов.

С Сампсониевским мостом вроде попроще. В одну сторону (к телевышке) там можно продолжить путь через перекресток по велополосе. Точнее, просто по проезжей части, поскольку велополоса через перекресток почему-то не продолжается. После пересечения съезда с моста велосипедиста ждет небольшой квест - нужно заметить, что за мостом начинается велопешеходная дорожка и как-то умудриться заехать на тротуар, не попав под машину. Велосипедистов, едущих в противоположном направлении, тут ждет обычный П-переход. Впрочем, несколько бессмысленный, так как за перекрёстком для движения в эту сторону нет ни велополосы, ни велопешеходной дорожки.

Вообще, пересечения съездов с мостов, точнее, их отсутствие - это бич не только велосипедного удобства и доступности, но и пешеходного. Об этом я уже писал: Мосты как транспортные барьеры (велосипедизация ДОДД - 2).

Вот и Троицкий мост не позволяет попасть с Петровской набережной к Петропавловке. А ведь это важная туристическая связка: Петропавловская крепость - домик Петра Первого - Аврора.

Переходов на набережных не хватает не только на пересечениях с мостами, но и на перегонах между мостами. Во многих местах банально нельзя перейти дорогу, чтобы попасть на велопешеходные дорожки на набережной: переходы через дорогу отсутствуют даже на перекрестках (Песочная набережная - Вяземский пер., Аптекарская наб. - ул. Профессора Попова, Петроградская набережная - Пинский пер.).



И даже там, где велопешеходные дорожки переходят в велосипедные полосы (Песочная набережная -> Большой Каменноостровский мост) и наоборот (Петроградская набережная на пересечении с Сампсониевским мостом), не обеспечено беспрепятственное движение на велосипеде. На таких переходах не было предусмотрено даже тротуарных пандусов. Нет пандусов и на пешеходных переходах, где (вело)дорожная инфраструктура вынуждает велосипедистов переходить дорогу.

Ещё одно большое белое пятно велодорожной инфраструктуры Петроградского района - участок Ординарная-Карповка. Тут просто невозможно проехать на велосипеде. Велосипедистов ждет несколько переходов и толпы пешеходов. Пятно поменьше - участок от Аптекарской набережной до Песочной. По идее проектировщиков улица Академика Павлова от Аптекарской набережной до Каменноостровского проспекта должна была стать зоной успокоения трафика, и велосипедисты тут могли бы ехать по проезжей части вместе с редкими и медленными автомобилями. Правда, в рамках успокоения движения почему-то предлагалось запретить парковку на проезжей части, хотя сейчас как раз припаркованные автомобили и являются одним из успокоителей трафика, сужая доступную для движения проезжую часть. Необъяснимо и окончание велопешеходной дорожки у первого же перехода через улицу Академика Павлова - ведь тротуар сужается намного дальше, у поворота на Уфимскую улицу. Логичнее было бы протянуть велопешеходную дорожку хотя бы до этого перекрестка.

Одна из систематических проблем нынешних велосипедных и велопешеходных дорожек - отсутствие заезда на них с проезжей части. Представьте (или сами проедьте и посмотрите): идёт велосипедная полоса по Петровской и Петроградской набережным, у Сампсониевского моста пропадает, а за мостом маршрут продолжает уже в виде велопешеходной дорожки (тот же самый тротуар, что был там и до этого, только теперь со знаками 4.5.2). Однако, велосипедисту, чтобы попасть на эту велопешеходную дорожку, нужно притормозить, неожиданно для водителей, сразу после перекрестка, и переместиться на тротуар. В качестве быстрого исправления там сделали занижение бордюра, но пока непохоже, что это решило проблему.

На самом деле, превращение тротуаров набережных в велопешеходные дорожки в какой-то степени даже снизило здесь удобство и безопасность езды на велосипеде. Дорожные знаки, обозначающие начало и конец велопешеходной дорожки, во многих местах установили на тротуаре, прямо на пути движения велосипедистов и пешеходов. К тому же опоры знаков совершенно не гармонируют с гранитом и решетками ограждений набережных:



Местами велопешеходные дорожки начинаются и заканчиваются весьма издевательски. У спуска к воде на Петроградской набережной причиной такого разрыва, по-видимому, стали чрезмерно крутые повороты тротуара, не соответствующие каким-то требованиям к радиусам закруглений на велопешеходных дорожках. И вместо того, чтобы исправить проблему, её обошли вот таким формальным образом, ещё больше сузив тротуар. А зазевавшегося велосипедиста, вовремя не сообразившего, зачем тут стоят эти знаки, ждет быстрый спуск к Неве:



Такое качество исполнения велопешеходных дорожек вызывает ожидаемое и понятное возмущение опытных велосипедистов, привыкших двигаться по прозжей части. Ведь в соответствии с правилами дорожного движения, если на дороге есть велосипедная полоса, велосипедная или велопешеходная дорожка, велосипедист обязан ехать по ним. Однако, такое "удобство" езды по велопешеходным дорожкам набережных для таких велосипедистов никак не может перевесить опасности движения в общем потоке.

***
Велосипедные полосы, хоть я их и похвалил в начале этого текста, тоже не лишены недостатков. Одним из главных препятствий тут являются припаркованные автомобили. КРТИ и администрация района обещали привлекать охранников правопорядка, чтобы те как можно скорее освобождали велополосы от нарушителей. Будущее покажет, насколько им это удастся. Но не забывайте, что это зависит и от того, насколько востребованы окажутся велополосы у самих велосипедистов.



Довольно обычное дело - лужи на велополосах:



Местами высокие бордюры и пешеходные ограждения. Первые вынуждают велосипедистов держаться дальше от края дороги, а значит, ближе к автотрафику. Вторые же могут усугубить травмы в случае ДТП:



Велополосы, если вы этого не заметили по схеме, на большинстве улиц проложены только в одну сторону. Это примерно как… ну представьте, что ЗСД был бы односторонним. И одним из неприятных следствий такой однонаправленности велополос является то, что на них нередко встречаются велосипедисты, едущие “против шерсти”.

Кроме таких общих проблем, были замечены редкости вроде того, как велополоса упирается в зону парковки на Введенской улице. Оцените заодно люк и лежачего полицейского на этом же снимке.



И вот такое неожиданное искривление по границе тротуара на той же Введенской:



Список недостатков велодорожной инфраструктуры Петроградского района, наверное, можно было бы продолжить. Но основные из них, как мне кажется, я перечислил.

велосипедизация

Previous post Next post
Up