"Оптимизация" веломаршрутов - контрреволюция и саботаж
Jun 05, 2013 12:40
Расскажу вкратце новую и новейшую историю развития велодвижения в Санкт-Петербурге. Новая история началась в 2008 году, во время губернаторства В. И. Матвиенко. Тогда же она, в общем, и закончилась. В этом году Валентина Ивановна подписала распоряжение правительства Санкт-Петербурга N 69-РП от 03.06.2008 "О мерах по развитию сети велосипедных дорожек и строительству кольцевых велосипедных трасс в Санкт-Петербурге", тогда же был утвержден фантастический список веломаршрутов, которые должны были быть построены к 2011 году. Часть из них, километров 20, действительно были построены. По одной из них Валентина Ивановна даже успела прокатиться на велосипеде:
Но интерес к велосипеду быстро пропал, и большая часть велодорожек так и не была построена. А в 2011 году место губернатора занял Г. С. Полтавченко - "технический губернатор", "крепкий хозяйственник". Генерал-лейтенант налоговой полиции, между прочим. Человек, которого опыт прошлой работы просто обязывает разбираться в экономике и экономии. Вот он, похоже, и начал сокращать необязательные траты. Отменил распоряжение прежнего губернатора. Программа развития велодвижения, казалось бы, накрылась полностью и окончательно.
Тут-то и начинается новейшая история велосипедизации Санкт-Петербурга. Образованный в 2004 году Комитет по транзитно-транспортной политике (КТТП) стал к этому времени весьма передовой по моим меркам организацией. Руководителями комитета стали молодые прогрессивные специалисты - Алексей Бакирей и Алексей Львов, реалистично оценивавшие возможности велосипеда как транспорта. Вот только просуществовал под их руководством комитет недолго - в 2012 году он был расформирован. Но за это время была разработана транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года. В рамках реализации этой стратегии по заказу КТТП в 2011 году специалистами московского НИИ автотранспорта, ЦНИИ проектирования велотранспорта и агентства социологических исследований "Экспертиза" при участии представителей ГТУ МАДИ и Велопитера была разработана Концепция и программа мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге. Концепция, на мой взгляд, замечательная. Нет, ее, конечно, много критиковали, общественные активисты и НИПИГрад даже разработали альтернативные концепции. Мне и самому кажется, что кое-что в этой концепции стоит поменять местами - например, не откладывать создание системы общественного проката на третий этап, то есть году этак к 2020-му, а делать ее в центре города уже сейчас. Эта, т.н. "официальная", концепция была по сути компромиссом между возможностями города, зарубежными образцами велосипедной инфраструктуры, потребностями нынешних велосипедистов и желаниями тех, кто еще опасается ездить на велосипеде дальше своего квартала или ближайшего парка. Замечательна она своей обоснованностью и проработанностью. В ее основу легли результаты реальных исследований потребностей горожан, изучения зарубежных методов и технологий.
На основе этой концепции летом 2012 года КТТП разработал проект постановления правительства Санкт-Петербурга "О развитии велодвижения в Санкт-Петербурге". Предполагалось, что губернатор подпишет постановление, дав тем самым зеленый свет работам по воплощению концепции в жизнь. И тогда к концу 2015 года у нас появилось бы еще 200 км транспортных веломаршрутов и 30 км - рекреационных. Сравните с имеющимися 20 км. Планы просто наполеоновские. В тексте послания ниже есть список направлений, по которым планировали проложить веломаршруты.
Но этого так и не случилось. Постановление так и не было подписано под предлогом того, что есть другие, более нуждающиеся в финансировании, статьи расходов. КТТП в конце прошлого года был расформирован, а полномочия комитета были переданы Комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Новому комитету этот проект по велосипедизации города оказался нужен как собаке пятая нога, поэтому неудивительно, что чиновники из КРТИ не демонстрируют энтузиазма. Казалось бы о проекте забыли. Но под давлением велоактивистов властям пришлось пообещать, что в этом году постановление все же будет подписано. Вот тут-то и начались нелепые игры. На состоявшихся 30 мая слушаниях в законодательном собрании, представитель КРТИ Олег Новиков заявил, что когда комитет начал рассматривать сделанную предшественниками концепцию, оказалось, что она нежизнеспособна. «КРТИ, посмотрев на нее с точки зрения реализации, пришел к выводу о технической сложности, а в некоторых случаях и невозможности создания указанных там маршрутов. С этой целью началась разработка проекта по оптимизации перечня маршрутов», - отметил он. Известно, что чиновники обычно понимают под словом оптимизация. Заявление это нелепо тем, что разработчики концепции и представители КТТП всегда заявляли, что велоконцепция предлагает не конкретные варианты трассирования веломаршрутов, а только их направления. Вопросы же трассировки оставлены на усмотрение проектировщиков. Сами по себе выбранные маршруты не могут представлять технологических проблем и неразрешимых сложностей. Сложными могут быть те или иные варианты их трассировки, проекты их реализации.
Поэтому, я уверен, надо попробовать не дать чиновникам сократить эти планы. Веломаршруты и велодорожки нужны. Нужны даже не тем, кто уже рассекает на велосипеде по дорогам нашего города, а тем, кто не отказался бы при случае прокатиться по городу или съездить попробовать поехать на велосипеде на работу. Нужны пешеходам, потому что большинство велосипедистов сейчас ездят по тротурам, нужны водителям, которым не хочется, задев неожиданно появившегося велосипедиста, случайно оказаться виновным в ДТП. И 200 км - это не так уж и много. В соседней столице, в Хельсинки, велодорожек больше тысячи километров, а населения раз в десять меньше, чем у нас.
Надо потребовать от КРТИ объяснить слова своего представителя и ответить за них. Надо показать, что нам не безразлично то, что они делают, и что мы не согласны с сокращением планов.
Подумать только, уже пять лет назад у Петербурга была возможность стать велосипедной столицей России. Ведь это в нашем городе существует крупнейший в Европе велоклуб. А сравните возможности для езды на велосипеде у нас и в той же Европе. Да что там Европа, наш город уже успели обогнать Пермь, Москва и Казань.
Так что предлагаю всем неравнодушным дополнить текст моего послания своими вопросами и пожеланиями и отправить его в КРТИ. В форму обратной связи такое большое послание, к сожалению, не помещается. Поэтому писать надо по электронной почте на адрес equip@gov.spb.ru. По закону все такие обращения должны рассматриваться, и в течение 30 дней на них должны отвечать. Итак, обращение:
=========================================
Председателю Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Буренину Д. А.
Обращение
На слушаниях в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, прошедших 30 мая, представитель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры О. Новиков заявил, что проект концепции развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге, разработанный в 2011 году, нежизнеспособен, а указанные в проекте маршруты представляют технические сложности в плане реализации, вплоть до невозможности сооружения некоторых маршрутов, в связи с чем была начата работа по оптимизации перечня маршрутов.
Под эвфемизмом "оптимизация" часто скрываются намерения по сокращению чего-либо. В связи с этим слова об оптимизации перечня маршрутов вызывают опасения санкт-петербургских поклонников велотранспорта.
Кроме того, насколько нам известно, ни сама первоначальная концепция (Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка концепции и программы мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-петербурге, в том числе по созданию и обустройству велодорожек» для государственных нужд Санкт-Петербурга, созданный в рамках работ по исполнению государственного контракта Санкт-Петербурга № 77 от 21 ноября 2011 г.), ни производный от нее проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О развитии велосипедного движения в Санкт-Петербурге», информация о котором появилась в СМИ в июле прошлого, 2012 года, не содержат проектов трассировки конкретных веломаршрутов. И разработчики концепции, и представители Комитета по транзитно-транспортной политике подчеркивали, что концепция предлагает не конкретные варианты трассирования веломаршрутов, а только их направления. Вопросы же реализации конкретных маршрутов оставлены на этап предпроектной проработки.
В прошлогоднем проекте постановления правительства Санкт-Петербурга на первом этапе (в 2013-2015 годах) предлагалось утвердить в составе основных направлений развития велосипедного движения следующие велосипедные маршруты:
1. «Комендантский аэродром - Центр» (ст.м. «Комендантский проспект» - Финляндский вокзал). 2. «Проспект Просвещения - Центр» (ст.м. «Проспект Просвещения - ст.м. «Озерки» - Финляндский вокзал). 3. «Гражданский проспект - Центр» (ст.м. «Гражданский проспект» - Финляндский вокзал). 4. «Хасанская ул. - Центр» (Хасанская ул. - пр. Наставников - пр. Косыгина - Заневская пл.). 5. «Купчино - Центр» (ст.м. «Международная» - Московский вокзал). 6. «Московская пл. - Центр» (ст.м. «Московская - Московский вокзал). 7. «Проспект Луначарского» (пр. Луначарского от Выборгского ш. до ул. Руставели). 8. «Ленинский проспект - Балтийский вокзал» (ст.м. «Ленинский проспект» - Балтийский вокзал). 9. «Ленинский проспект» (Ленинский пр. от ул. Доблести до ст.м. «Московская»). 10. «Пушкин - Колпино» (ж.д. ст. Царское Село - ж.д. ст. Колпино). 11. «Кронштадт» (Цитадельское ш. - Кронштадтское ш. - Тулонская аллея. 12. «Санкт-Петербург - Зеленогорск» (ст.м. «Старая деревня» - ж.д. ст. Сестрорецк - ж.д. ст. Зеленогорск). 13. «Санкт-Петербург - Ломоносов» (ст.м. «Ленинский проспект» - ст.м. «Проспект Ветеранов» - Петергофское шоссе - ж.д. ст. Новый Петергоф - ж.д. ст. Ораниенбаум). 14. «Санкт-Петербург - ж.д. ст. Павловск» (ст.м. «Московская» - Витебский пр. - пос. Шушары - ж.д. ст. Царское Село - ж.д. ст. Павловск). 15. «Санкт-Петербург - Парголово» (ст.м. «Озерки» - Выборгское ш. - пос. Парголово). 16. «Санкт-Петербург - Колпино» (ст.м. «Международная» - Софийская ул. - ж.д. ст. Колпино).
Прошу разъяснить позицию КРТИ по проекту развития велодвижения, в частности по следующим вопросам:
1. Какие именно маршруты КРТИ считает технически сложными, и какие - невозможными в реализации?
2. Какие участки на указанных маршрутах представляют технические сложности? И чем заключаются эти эти сложности? Какие альтернативные варианты прокладки этих маршрутов были рассмотрены?
3. О какой именно оптимизации перечня маршрутов идет речь: - планируется ли сократить количество маршрутов, - заменить одни маршруты другими, технически менее сложными, - изменить предложенные концепцией и проектом постановления варианты прохождения некоторых маршрутов, - или сотрудники Комитета вкладывают в "оптимизацию" какой-либо другой смысл?
4. Над НИР по разработке концепции работали два десятка специалистов из профильных организаций. Отчет по работе был принят заказчиком работы - Комитетом по транзитно-транспортной политике, более года назад. Как так произошло, что предложенная концепция оказалась нежизнеспособной? Означает ли это, что НИР практически не принесла полезных городу результатов и привела только к задержке в развитии велосипендной инфраструктуры? Если это так, то теперь хочется увидеть от властей и, конкретно, от профильного комитета, которым теперья является КРТИ, большей информационной прозрачности и активных действий по этому проекту, вплоть до признания ошибок и проведения новой НИР по этой тематике, одновременно с проведением работ по реализации тех маршрутов, которые не представляют технических сложностей.
Также в целях обеспечения непрерывности и последовательности работ по развитию велосипедной инфраструктуры прошу организовать в структуре Комитета специальную рабочую группу по развитию велодвижения. Опыт московского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в котором подобная структура есть, показывает, что такой подход весьма эффективен.
С уважением,
=========================================
Не забудьте только вписать свою фамилию и инициалы в конце письма.
Желающие могут также опробовать сервис электронных обращений на сайте администрации города. Для этого у меня есть сокращенный вариант обращения. Итак, идем сюда - http://gov.spb.ru/gov/otrasl/tr_infr_kom/obrasheniya-grazhdan/feedback/, указываем там имя, фамилию, адрес электронной почты, разагадываем капчу, в поле "Ваш вопрос" вставляем следующий текст, и нажимаем "Отправить". Адрес электронной почты нужен реальный, на него вам должен придти ответ. [Сокращенный вариант для отправки через сайт КРТИ] =========================================
На слушаниях в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, прошедших 30 мая, представитель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры О. Новиков заявил, что проект концепции развития велосипедного движения в Санкт-Петербурге, разработанный в 2011 году, нежизнеспособен, а указанные в проекте маршруты представляют технические сложности в плане реализации, вплоть до невозможности сооружения некоторых маршрутов, в связи с чем была начата работа по оптимизации перечня маршрутов.
Прошу разъяснить позицию КРТИ по следующим вопросам: 1. Какие именно маршруты КРТИ считает технически сложными, и какие - невозможными в реализации? 2. Какие участки на указанных маршрутах представляют технические сложности? И чем заключаются эти эти сложности? Какие альтернативные варианты прокладки этих маршрутов были рассмотрены? 3. О какой именно оптимизации перечня маршрутов идет речь: - планируется ли сократить количество маршрутов, - заменить одни маршруты другими, - изменить предложенные концепцией и проектом постановления варианты прохождения некоторых маршрутов, - или О. Новиков имел в виду что-то другое?
4. Как так произошло, что предложенная и принятая профильным комитетом концепция оказалась нежизнеспособной? Означает ли это, что НИР практически не принесла полезных результатов и привела только к задержке в развитии велосипендной инфраструктуры? Если это так, то теперь хочется увидеть от властей большей информационной прозрачности и активных действий по этому проекту, вплоть до признания ошибок и проведения новой НИР по этой тематике, одновременно с работами по реализации тех маршрутов, которые не представляют технических сложностей.
Также в целях обеспечения непрерывности и последовательности работ по развитию велосипедной инфраструктуры прошу организовать в структуре Комитета специальную рабочую группу по развитию велодвижения. Опыт московского Департамента транспорта, в котором подобная структура есть, показывает, что такой подход весьма эффективен.
=========================================
P.S. Я намеренно не стал касаться темы участия общественных организаций в деле развития велосипедной инфраструктуры, ибо предмет этот не то чтобы спорный, но весьма холиварный )