ОТЧИЗНЕ ВЕРНЫЙ СЫН

Dec 27, 2023 01:33


В конце августа 1987 года, в то время, как ваш покорный слуга, готовясь к выпускному балу в связи с завершением обучения на штурманском факультете Высшего военно-морского училище имени М.В. Фрунзе (бывшего Морского корпуса Петра Великого), примерял новый китель с лейтенантскими погонами и пристегивал к парадному поясу морской офицерский кортик, и еще искренне, как молодой коммунист, верил в светлое будущее страны «под чутким руководством партии родной», в другом уголке города Петра на Неве, его давний нравственный ориентир, капитан дальнего плавания Виктор Конецкий, выступая  на встрече с многочисленными читателями и поклонниками своего творчества, смело заявлял, что история отечественного флота не может быть написана, пока существует цензура. Что интересно, в качестве примера капитан дальнего плавания приводил свою новую книгу “Ледовые брызги”, которая по сообщению от редактора одного известного издательства, была “арестована” цензурой, попав под ограничения некоего секретного «Перечня»…, и комментировал это так: «в связи с тем, что в ней помещена карта Северного морского пути, известная каждому второкласснику». Понятное дело, ведь годом ранее Главлит СССР издал приказ, в котором цензорам было дано указание сосредоточить внимание на вопросах, связанных с охраной государственных и военных тайн в печати, и информировать партийные органы только о существенных нарушениях в идеологической сфере.



1. Фрагменты оформления книги В.Конецкого "Ледовые брызги" с картой Северного морского пути



В итоге, в результате начинающегося «культурного взрыва», книга вышла в свет, никто пройденного Северного морского пути у капитана Конецкого не отберет! Это были годы перестройки и относительной оттепели во всех сферах нашей жизни...

История отечественного флота, так хорошо описанная в творческих трудах Виктора Конецкого, продолжает писаться и в наши дни, причем, не только пером, но и делами, особенно, если речь идет об устойчивом развитии Северного морского пути. Те мальчишки, которые в 70-е и 80-е годы взахлеб читали роман-странствие «ЗА ДОБРОЙ НАДЕЖДОЙ», или, не отрываясь от экранов телевизоров, смотрели художественный фильм «ПУТЬ К ПРИЧАЛУ», теперь стоят у штурвалов атомных ледоколов и мощных арктических грузовых судов. Уверен, многие из них благодарны Виктору Конецкому, своими талантливыми и искренними произведениями о морской жизни, давшему им «путевку в жизнь», яркими примерами героев своих книг оказав помощь в выборе их будущей профессии, которая сейчас, кстати, стала очень актуальной и полезной для страны и, соответственно результатам труда, достойной уважения.

На протяжении многих десятилетий, вплоть до 2010 года, при плавании по Севморпути, для перехода из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское, и обратно, морскими судами и судами типа «река-море» использовался относительно не глубокий пролив Санникова, расположенный между материковой частью Сибири и Новосибирскими островами, либо, чуть южнее его расположенный, мелководный пролив Дмитрия Лаптева, поскольку осадки судов в те времена редко когда превышали 10 метров.



2. Проливы Санникова и Дмитрия Лаптева в выделенном фрагменте схемы трасс Севморпути

И как тут опять не вспомнить Виктора Конецкого, его повесть «ЗАВТРАШНИЕ ЗАБОТЫ», и снятый по её мотивам художественный фильм «ПЕРЕГОН».



3. Ичточник моментов съемок фильма: https://www.baltkon.ru/fund/news/detail.php?ELEMENT_ID=1502

Виктор Викторович в середине 50-х годов прошлого века состоял в должности капитана Морского агентства по перегону судов, и с 24 июня по 10 сентября 1955 года в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне МРСов из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского.

Кстати, это был первый переход каравана малых рыболовных сейнеров Северным морским путём. Прибрежный переход по СМП проливом Санникова был удобен многим судам, поскольку практически всегда можно было при шторме своевременно укрыться под берегом и, при необходимости, переждать непогоду.

С появлением в 2011 году и далее на трассах СМП крупно-тоннажного флота, сначала, в летнее-осенний период, это были транзитные балкеры и танкеры, затем, позднее, мощные арктические танкеры-газовозы, вывозящие СПГ из порта Сабетта в порты Азиатско-Тихоокеанского региона, с осадками 12 метров и более, пришлось прорабатывать и регулярно использовать новый высокоширотный глубоководный маршрут движения флота в восточном секторе Севморпути, пролегающий севернее Новосибирских островов. Восточный сектор российской Арктики, в отличие от Западного, до последнего времени был мало изучен как в навигационном, так и в ледовом отношении, на морских картах до сих пор остаются «белые пятна», предупреждающие судоводителей об отсутствии достаточных промеров глубин в мелководных арктических морях, лед восточного сектора по прежнему является серьезным препятствием для круглогодичного регулярного мореплавания. Названия географическим объектам там были даны морскими гидрографическими экспедициями еще прошлых столетий, делая акценты на обнаруженные зорким глазом мореплавателя новые острова, мысы и бухты, редко - проливы. Не уходя совсем уж глубоко в «предания старины глубокой», отмечу тут лишь два открытия экспедицией ГЭСЛО на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством капитанов Вилькицкого Б.А и Новопашенного П,А, открывших к северо-востоку от основной группы архипелага Новосибирских островов два, расположенных неподалеку друг от друга, острова, острова генерала Вилькицкого (в честь отца капитана Бориса Вилькицкого) и острова Жохова (ранее остров Петра Новопашенного), в 1913 и 1914 годах соответственно.



4. Фрагмент карты 1925 года с маршрутами плавания ледокольных пароходов "Таймыр" и "Вайгач" в районе НСО

Ледокольные суда в ту давнюю пору не однократно обошли эти два обнаруженных острова с разных сторон, абсолютно не придавая значения тому, что спустя сто лет проход между этими островами будет располагаться на основном маршруте движения крупно-тоннажных судов, проходящим через территориальные воды Российской Федерации, и, по сути, являющимся судоходным проливом, но, не признанным юридически таковым и, соответственно, безымянным до сих пор.

Проходя на атомном ледоколе «Арктика» в ноябре этого года с караваном судов из Певека севернее Новосибирских островов, и, в очередной раз, завершая тем самым летне-осеннюю навигацию в восточном секторе Севморпути,



5. Ледовый караван судов в районе к югу от острова Жохова

мне пришла в голову мысль о том, что уж если арктическому капитану Виктору Конецкому не суждено было, в силу сложившихся в те времена объективных обстоятельств, пройти этим маршрутом по Севморпути, то, назвав упомянутый выше пролив между островами Генерала Вилькицкого и Жохова его именем, мы, мальчишки 70-х и 80-х, а сегодня, арктические капитаны, увековечим память о нашем КУМИРЕ молодости на морских навигационных картах СМП, в самом положительном качестве этого слова.



6. Высокоширотный маршрут по Севморпути над НСО через пролив между островами Ген.Вилькицкого и Жохова в границах территориальных вод Российской Федерации

Попробуем пойти по уже протоптанной дорожке, и, как говорил наш Мастер, «никто пути пройденного у нас не отберет»!

СМП, Севморпуть, атомный ледокол, Арктика, топонимика, Новопашенный, капитан, полярные экспедиции, ГЭСЛО, арктическая топонимика, Петр Новопашенный, Виктор Конецкий, атомфлот, плавание во льдах

Previous post Next post
Up