«Александр, Вы взяли меня тем, что...»

Oct 02, 2013 06:56

 
После семинара одна из участниц подошла ко мне и сказала: «Александр, Вы взяли меня тем, что отвечаете на вопросы. Я видела много бизнес-тренеров, которые что-то бойко рассказывают, но стоит задать им конкретный вопрос, и они либо говорят "Не знаю", либо уводят разговор в сторону и пытаются уйти от ответа, либо отделываются общими словами. А Вы даже на сложные вопросы отвечаете конкретно и по делу!»

Объясняется это просто. Чтобы хорошо провести семинар или мастер-класс - не университетское занятие перед подневольными студентами, которые потом Вам же должны сдавать экзамен, а семинар перед бизнесменами, которые пришли, чтобы научиться зарабатывать больше денег, и поэтому не стесняются задавать вопросы, и хотят получить конкретные ответы - нужно знать по теме семинара примерно в 20 раз больше, чем ты рассказываешь на семинаре. И ещё примерно в 5 раз больше, чем объём материалов семинара, надо знать в смежных областях.
  • То есть, чтобы провести хороший семинар по маркетингу, мне надо быть способным провести ещё и семинары по рекламе, продажам, управлению персоналом - даже если я никогда не буду их проводить
Иногда я вижу, или мне рассказывают, что какие-то мальчики и девочки проводят семинары, тупо пересказывая куски из моей книги или огрызки моих мастер-классов (или куски из книг Джея Левинсона, Игоря Манна, Александра Деревицкого, Стивена Кови или кого-то ещё из известных экспертов). Мне лестно, конечно, что из моих объедков кто-то может сделать семинар, как корейцы в войну делали «полковой суп» из объедков с американской кухни. Но даже если этот Вася Пупкин будет дословно пересказывать книгу или слайды другого тренера, это всё равно не сделает его бизнес-тренером и тем более не сделает его экспертом. Потому что стоит кому-то из зала спросить:

-А чем вот это отличается от этого?
-А почему это делается именно так, а не наоборот?
-А если сделать не так, а вот так?
-А как это применить в моём бизнесе?

И всё, этот мальчик сразу либо «поплывёт» и запутается, либо начнёт юлить, как гадюка под вилами, избегая ответа (это одна из причин, по которой подобные мальчики боятся живых выступлений и любят вебинары: там можно сделать вид, что не заметил неудобного вопроса). И поэтому полезность такого «тренера» для участника семинара - ниже плинтуса. Он не тренер, он чтец. Заменитель аудиокниги. В нём нет глубины, и поэтому шаг вправо, шаг влево от его слайдов - и он уже не знает, что сказать.
  • Девушка-блондинка Наташа может пересказывать чужие советы - но она плохой тренер и плохой консультант уже потому, что вся её домашняя библиотека помещается на одной полке, причём две трети этой полки - не профессиональная литература, а «занимательная психология» и «эзотерика для домохозяек»
А вот когда Вы приходите на семинар Архангельского по тайм-менеджменту (как раз сегодня я имел удовольствие смотреть, как Глеб преподаёт), Манна по маркетингу, Деревицкого или Лукича по продажам - ситуация совершенно другая. Если возникает диалог с залом, эксперт готов отвечать на вопросы по делу и по существу, он легко показывает, как приложить его советы именно к этой сфере, приводит примеры из литературы, приводит истории из собственной практики, приводит кейсы из опыта других компаний, тут же показывает другие варианты решения той же задачи... В нём есть глубина, есть «подводная часть айсберга», и именно она делает его живые семинары такими ценными.
  • Даже если спикер повторяет собственные же книги, чем часто грешат американцы, семинар может оказаться полезным именно за счёт диалога и ответов на вопросы
Откуда же берётся глубина? Есть доброе старое правило «десяти тысяч часов»: чтобы стать классным профессионалом в какой-то сфере, нужно вдумчиво (!) прозаниматься только этим делом не меньше 10,000 часов - иначе говоря, этим и только этим делом надо прозаниматься в течение четырёх с лишним лет, пять дней в неделю, по восемь часов в день, не отвлекаясь ни на что другое. А я бы добавил к этому ещё и правило «пятисот прочитанных книг» - тут название говорит само за себя.
  • Именно поэтому я не особо верю в «15-летних консультантов», в «20-летних бизнес-гуру» или в «обучение психотерапевтов за два месяца» - зато верю, что и консалтинг, и тренерство не должны быть первой профессией
Если глубина, порождённая тысячами часов опыта и сотнями прочитанных книг, в человеке есть - Вы это видите. Видите по манере речи, по ответам на вопросы, по уверенности спикера и т.д. Если же глубины нет - Вы это тоже видите, и тогда не спасают никакие костюмы, никакие надутые щёки и никакие курсы «Как стать мастером каратэ за 21 день» или «Как стать крутым бизнес-консультантом за месяц».

Поэтому, выбирая бизнес-тренера или консультанта (или врача, или любого другого эксперта), ищите в нём глубину.

Если же её нет - лучше купите и сами прочитайте ту книгу, которую он Вам пересказывает.

А в Вас, уважаемый читатель - в Вашей сфере - есть глубина?

А в Ваших сотрудниках?

P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» - в феврале 2014 на берегу тёплого моря

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров - Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тольятти, Челябинск, Пермь, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Алматы, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Киев
    

О себе, Работа тренера, Работа консультанта

Previous post Next post
Up