Про критику - и правильное отношение к ней

Aug 08, 2008 17:28

 
Если Вы что-то делаете, Вас неизбежно будут критиковать.

Причём чем масштабнее то, что Вы делаете, тем больше будут критиковать. Если мало критикуют - значит, мало делаете. Это даже можно использовать как индикатор.
  • Например, когда я затеял раздачу доклада, народ потянулся, и среди первой полусотни комментариев не оказалось ни одного критического - я реально начал беспокоиться. Где же все критики? Почему никто до сих пор не написал какую-нибудь гадость? Может, чего делаю не так? Потом появились первые критики и успокоили меня. То же самое происходило и при наборе на тренинг по личной эффективности - многих спровоцировало то, что я «нескромно» написал о своих достижениях.
Так вот, леди и джентльмены, когда Вас критикуют - как стоит к этому относиться?

Надо иметь толстую шкуру. Как у носорога. Потому что как только Вы подниметесь хоть чуть-чуть выше уровня плинтуса, Вас обязательно будут критиковать. Гарантирую. И далеко не всегда будут это делать корректно и вежливо.
  • Причём если Вы будете на критику реагировать болезненно, поток наездов на Вас ещё и вырастет - чем прикольнее Вы дёргаетесь, тем интереснее Вас колоть и пинать.
Если критика - пусть даже от близких людей, от друзей, от членов семьи - может легко сбить Вас с толку и заставить отказаться от намеченных планов, то далеко Вы не уйдёте. Поэтому выбирайте - или толстая носорожья шкура, или пожизненные пляски под чужую дудку. Третьего не дано.

Однако и пропускать критику мимо ушей не выгодно - порой к ней стоит прислушаться. Как отличить полезную критику от бесполезной? Используйте три простых правила:

1) Смотрите, кто Вас критикует. Это человек, который разбирается в обсуждаемой теме? Он профессиональнее Вас, опытнее Вас? Или хотя бы мудрее Вас в житейском плане, внимательнее Вас? Если так, к его словам стоит прислушаться.

Если же критику наводит человек некомпетентный, разбирающийся в теме хуже, чем свинья в апельсинах, и заменяющий аргументацию словами «я так думаю» или «это моё мнение» - порекомендуйте ему, вслух или про себя: «Суди не выше сапога!» И не обращайте на него внимания.

2) Смотрите, зачем Вас критикуют. Любая критика - всегда попытка управления. Управления Вами, управления Вашим поведением.

Поэтому возникает вопрос, чего добивается критик? Ради чего и каким образом он хочет изменить Ваше поведение, образ жизни и планы? К чему он пытается Вас подтолкнуть или от чего пытается Вас удержать - и зачем это ему нужно? И какой выгоды он добивается?

Скажем, когда мать критикует избранника взрослой дочери, проживающей вместе с ней, она может на самом деле добиваться того, чтобы дочь осталась жить с ней. Выгодой в данном случае может быть избавление от страха одиночества, сохранение источника денег в виде зарплаты дочери, сохранение власти над ребёнком и т.п.

Бывает также так называемая «вторичная выгода» - в плане материальном человек ничего не выигрывает или даже проигрывает, но зато у него появляется причина почувствовать себя лучше.
  • Например, как следует облаяв слона, Моська чувствует себя равной ему. Или менеджеры среднего звена, отговорив своего коллегу от создания собственного бизнеса, избегают таким образом ощущения «мы - неудачники».
Интересы критика могут совпадать с Вашими, а могут и противоречить им. Обращайте на это внимание и игнорируйте критиков, чьё намерение не помочь Вам, не поддержать или защитить Вас - а помешать Вам и ослабить Вас.

3) Смотрите, насколько конструктивна критика. Человек только рассказывает, чем Ваши действия плохи - или же подсказывает, как сделать лучше? Указывает ли он на недостатки и недочёты, которые могут быть исправлены - или же пытается обесценить, «помножить на ноль» Ваши усилия в целом? Помогут ли его комментарии, если их принять к сведению, сделать Ваше дело лучше - или только разозлят или огорчат Вас?
  • Например, если одна подруга в магазине говорит другой: «Этот цвет тебе не к лицу, попробуй что-нибудь более светлое» - она конструктивна. А если говорит: «Всё равно у тебя ноги кривые, что ни надевай» - нет.
Иногда от критика ожидают соблюдения принципа «критикуешь - предлагай» или «покажи сам, как сделать лучше», но я с этим в корне не согласен. Даже если человек не знает, как исправить ошибку, но может её заметить и на неё указать - такая критика вполне конструктивна. Мы будем знать, что сделали не так, и самостоятельно найдём способ это исправить.

Если же критик пытается просто заставить Вас почувствовать себя плохо, или указывает на какие-то принципиально неустранимые недостатки - игнорируйте его.

Я рекомендую изначально воспринимать любую критику как потенциально полезную и относиться к ней внимательно. Но если Вы видите, что критика не проходит одну из трёх проверок - забудьте про неё.

Как реагировать на критику. В принципе, любого критика стоит по первому разу поблагодарить - даже если его советы Вы сочли бесполезными или вовсе вредными. Просто из вежливости. И тем более человека стоит поблагодарить, если его замечания помогли Вам.

Но если человек, чей совет Вам не нужен и бесполезен, продолжает настаивать на своём и навязывать Вам своё мнение, Вам стоит как-то от него избавиться, чтобы не тратить на него слишком много времени.

Совершенно безразличного или неприятного Вам человека можно попросту отправить покорять гору в Перу. Только сделайте это кратко, чтобы не тратить на него время.

Если же человек небезразличен Вам, а тем более если Вы от него зависимы - лучше не идти на конфликт. Часто достаточно будет продемонстрировать ему, что Вы приняли его критику, и либо что-то сделали сообразно его пожеланиям, либо собираетесь это сделать в ближайшее время.

Например, когда Микеланджело ваял статую Давида, к нему в мастерскую явился его покровитель, герцог Флоренции, и стал критиковать статую - дескать, нос у неё длинноват. Микеланджело незаметно подобрал с пола немного мраморной крошки, и поднявшись по лестнице, сделал вид, что укорачивает нос статуи - стучал молотком и сыпал из кулака мраморную крошку - а затем спросил:
-Так лучше?
-Гораздо лучше! - согласился герцог.

Психология, Критика и отношение к ней, Личная эффективность

Previous post Next post
Up