Те, кто был на моём семинаре по личной эффективности, знают о 12 функциях других людей в Вашей жизни - «зеркала», «доброй феи», «модели» и т.п.
Последние пару лет мне из всех этих функций особенно остро не хватает толкового критика.
Для того, чтобы развиваться, нам как воздух нужна обратная связь. Но не любая. Нужна толковая обратная связь с профессиональным указанием на наши реальные ошибки и недочёты. То есть, критика.
- Не зря даже чемпион мира продолжает заниматься с тренером - выполняя те же самые упражнения в одиночку он получил бы куда меньше пользы.
Но при этом обратите внимание: речь идёт именно о предметном и конкретном указании на наши ошибки, а не просто о выражении недовольства нашей работой. Не зря «литературный критик» или «кинокритик» - это профессия, которой надо учиться. А вот болельщик, орущий с трибуны футболистам: «Уроды кривоногие, играть не умеете!» - критиком не является.
- Ах, да, и ещё один момент - если критик хочет помочь Вам стать лучше, он не криклив и не шумен. Этим он отличается от тролля, цель которого - привлечь внимание к себе и раздуть скандал.
И вот как раз толковой и предметной критики мне постоянно не хватает. Это проблема, господа, это серьёзная проблема - если Вы хотите развиваться, конечно.
Нет, желающих выразить своё недовольство вокруг меня, как и вокруг любого человека, хоть чего-то добившегося, хоть отбавляй. Но это в массе своей не критики, а либо завистники, либо тролли, либо в лучшем случае люди, которым интереснее обсуждать чужую жизнь и чужую работу, нежели свою.
Например, много нападок вызывает моя книга. И чем популярнее она становится (а на полках магазинов стоит уже десятый тираж - мало кто из авторов деловой литературы может этим похвастаться), тем нападок больше. Но увы, это не критика, а именно нападки.
- Единственным настоящим критиком моей книги за все эти годы выступила моя давняя знакомая Юлия Потёмкина, работающая сегодня редактором в издательстве «МИФ», и она действительно помогла сделать вторую редакцию книги лучше первой.
Например, один горе-критик кричал «Тут страшная ошибка в книге, Левитас написал, что этот приём применил Хопкинс, а на самом деле это был Огилви!» - хотя можно было за минуту найти информацию в «Яндексе», в Google или в «Википедии», чтобы убедиться, что с пивным заводом Shlitz работал именно Хопкинс. Впрочем, это беда почти всех горе-критиков - они напрочь не склонны проверять свои домыслы.
Другой горе-критик возмущался: «Кого вы слушаете? Левитас вообще не разбирается в маркетинге. Не понимаю, как его книга стала бестселлером и остаётся в списке бестселлеров второй год подряд...» Что тут скажешь? Железная логика :))) Впрочем, это вторая беда горе-критиков, логическое мышление им не свойственно.
- Когда пару лет назад Тёма Лебедев написал, что книга ему не понравилась - я, если честно, обрадовался: понадеялся, что вот сейчас умный человек (а Тёма несомненно такой) обоснованно выскажет, что можно было сделать лучше... Чёрта с два, недовольство было вызвано лишь тем, что в книге я упомянул не самый удачный дизайн студии Лебедева.
А уж клоунов, публично объявлявших, что-де моя книга списана с книги какого-то известного западного автора, и вовсе за эти годы появлялось без счёта. Кому только не пытались приписать книгу - Левинсону, Беквиту, Абрахаму, Кренделлу... спасибо, хоть не Дюма-отцу. Вот только ни разу рядом с этим бредом не появлялось доказательств. Я уже даже предлагал денежную премию в несколько тысяч долларов тому, кто подтвердит свои слова цитатами или положит рядом две книги, сравнит оглавление и покажет заимствование - но пока что никто так и не пришёл за этими деньгами. Удивительно, правда?
Подобные люди порой «критикуют» и мою работу. Их меньше, потому что если книгу можно хаять, даже не прочитав (кто же проверит?), то ругать семинар, не побывав на нём - такого читатели-слушатели всё-таки не поймут. А как придраться к семинару, на котором не был?
Некоторые ругают, например... фотографии с семинаров. Так, один горе-критик грозно вопрошает: «Да посмотрите на этого Левитаса! Сколько ему вообще лет, чтобы он преподавал? Думаете, 40? Или 35? Нет, гораздо меньше, посмотрите на фотографию!» Вообще-то я 1973-го года рождения и выяснить это в Сети несложно. Я и впрямь выгляжу моложе своих лет - особенно когда борода подстрижена коротко - но если бы горе-критик не жрал чипсы с гамбургерами и пельмени под водку, не курил по две пачки сигарет в день и занимался бы спортом, он тоже выглядел бы лучше.
- В отдельную категорию стоит выделить отколовшихся учеников, пытающихся создать собственное имя в сфере маркетинга (вообще, о человеке можно очень много сказать, взглянув на его отношение к своим родителям и к своим учителям). Некоторые говорят честно - я учился у Левитаса, спасибо ему, и научился этому и этому. А вот некоторые оказываются в занятной ситуации: им неловко благодарить меня за науку, чтобы не привлекать внимание людей к собственной «вторичности», но и обругать мой метод они не могут себе позволить, потому что сами же на нём пытаются заработать. Поэтому им остаётся ругать меня как личность: он такой, он сякой, а я хороший, покупайте у меня. По счастью, таких немного - я всё-таки разборчив в выборе учеников и партнёров - но пара-тройка за эти годы набралась.
Так вот, в подобной «критике» я недостатка не испытываю. Прошу прощения за подробное описание - мне было важно показать, что это не настоящая критика, а бесполезные и беспредметные наезды, проходящие по категории «собака лает, караван идёт».
А вот с настоящей критикой - компетентным и предметным указанием на то, что в моей работе, в блоге, в книге, в семинарах можно сделать лучше - всё очень тяжело. Толковых критиков я ищу постоянно, их мало, и поэтому они особенно ценны для меня.
Пример такой критики - визит моего коллеги Александра Деревицкого, известного в ЖЖ как
notar, на мой семинар в Киеве весной 2007 года. После семинара Александр под биточки по-гуцульски поделился со мной своими замечаниями, коих набралось 158 (прописью: сто пятьдесят восемь) штук. Многие из этих замечаний были учтены и многие из этих советов были реализованы мною, что безусловно было полезно для моего развития как бизнес-тренера.
А несколько лет спустя на другой семинар в Украине пришла в качестве приглашённого мною критика Елизавета Соломатина, актриса из киевского театра (и, наверное, самая яркая девушка из всех моих знакомых). Вместо платы за участие в семинаре она провела разбор моей работы на сцене с точки зрения профессионала, занимающегося этим едва ли не всю жизнь. Это тоже было очень полезно.
По тому же принципу частенько участвует в моих семинарах Аня Каправчук aka
akapl, моя приятельница, коллега и ученица: после семинаров мы устраиваем с ней разбор полётов, чтобы понять, что нуждается в улучшении, а что, наоборот, считать удачной находкой. За много лет нашего знакомства Аня принесла мне много пользы - и немало пользы получила от меня. Классическая ситуация win-win.
- Ну и, разумеется, моим постоянным критиком в хорошем смысле этого слова была и остаётся моя бывшая жена, которая много лет выступала первым читателем всех моих статей, а также моей книги. Сегодня мы общаемся меньше, но её помощь по-прежнему бесценна.
Из примеров недавних - когда работа над бесплатным проектом «100 дней прибыли» подзатянулась из-за моего бешеного графика семинаров и перелётов, именно критическое письмо от одного из участников подтолкнуло меня к тому, чтобы возобновить работу проекта немедленно, а не спустя неделю или две.
Поэтому я ценю и люблю критиков - критиков настоящих, способных найти слабые места в моей работе и подсказать, чего там не хватает или что можно сделать лучше. Они помогают мне развиваться и их ценность для меня бесспорна. К сожалению, их меньше, чем хотелось бы (снова, давайте не будем путать критиков с
троллями) - но я над этим работаю.
А как обстоят дела с критиками у Вас, леди и джентльмены? Есть ли у Вас люди, которые могут указать на недочёты в Вашей работе, на неправильность Вашего образа жизни, и тем самым помочь Вам развиваться? Было ли так, что чьё-то критическое замечание изменило в лучшую сторону Вашу жизнь?
P.S. Приглашаю Вас на свой VIP-семинар «Взрывной рост прибыли», который проходит только раз в году. Если Вы хотите удвоить чистую прибыль своего бизнеса за 90 дней или меньше,
жмите сюда и читайте описание семинара. P.P.S. Ещё Вы можете взглянуть на
расписание моих ближайших семинаров Поделись с друзьями: