Пару дней назад я предложил вам задачку о том, почему авиационные штурманы делали приблизительные вычисления, когда 6 × 7 = 40, и это правильно - и почему нобелевский лаурент Энрико Ферми обучал своих студентов делать приблизительные вычисления, когда ошибка в два-три раза (!) за ошибку не считается.
Некоторые из вас приблизились к правильному ответу.
Больше всего было версий «Дать быстрый ответ важнее, чем дать точный ответ», и свой резон в этом есть.
Когда Вы летите со скоростью пули - не фигурально, а в самом прямом смысле со скоростью пули - Вам действительно важно производить расчёты быстро.
Потому что если Вы потратите на вычисления лишнюю минуту, самолёт за это время пролетит 15 километров - это примерно расстояние от Хайфы до Акко или от Москвы до Подольска.
Ну а поскольку в небе Вы не рискуете съехать в кювет или врезаться в столб, можно позволить себе небольшую ошибку в вычислениях курса, а потом её скорректировать.
Так что точность вычисления «6 × 7 = 40» вполне достаточная, чтобы в текущий момент проложить курс, а спустя какое-то время исправить его.
Но ответ «Лучше быстро, чем точно» не объясняет, почему приблизительные вычисления практиковал Ферми, который никуда не спешил.
А правильный ответ заключается вот в чём...
Вычисления - и в авиации, и в инженерном деле, и в бизнесе - выполняются не ради вычислений и не ради упражнения в математике.
Цифры служат основой для принятия решений.
Ещё раз - информация ценна для пилота, инженера или предпринимателя не сама по себе, а лишь как основа для принятия решений.
И если приблизительные вычисления позволяют получить достаточно информации для принятия решения - нет смысла тратить больше сил, времени и денег для получения точной информации, если эта точность на принятие решения не повлияет.
Скажем, если я пытаюсь вместе с клиентом оценить перспективы вывода на рынок Москвы специальных парикмахерских кресел, нам первым делом надо понять, сколько в Москве парикмахеров.
И вычисления по «методу Ферми» дают нам приблизительный ответ - около 100,000.
Что, в свою очередь, означает, что если нам удастся продать свои кресла одному из каждых 10 парикмахеров (оптимистичный сценарий), предельный объём продаж составит что-то вроде 10,000 кресел.
А если одному из каждых 25 парикмахеров (более реалистичный сценарий), то предельная ёмкость рынка Москвы для нас - что-то вроде 4,000 кресел.
Это очень примерные цифры. В реальности в Москве может оказаться как 50 тысяч, так и 150 тысяч парикмахеров.
Но даже такого приблизительного ответа нам достаточно, чтобы понять, стоит ли вообще затеваться с производством ради того, чтобы продать 5-10 тысяч кресел - или этот проект будет похож на стрижку свиньи, когда визгу много, а шерсти мало.
(Спойлер: решили, что овчинка выделки не стоит, но зато придумали другой продукт для этого рынка)
И если бы мы с клиентом провели дорогостоящее исследование рынка и обнаружили бы, что в Москве ровно 97,523 парикмахера или ровно 109,357 парикмахеров - это никак не повлияло бы на решение, а стоило бы на пару порядков дороже моей консультации.
Поэтому там, где цифры нужны Вам для принятия решений, а не для сдачи экзамена по математике - не нужно стремиться к точному ответу, если для принятия решения достаточно грубой прикидки.
И ровно поэтому для авиационного штурмана прикидка «6 × 7 = 40» ничем не отличается от расчёта «6 × 7 = 42». Его решения в обоих случаях будут одними и теми же.
А где Вы могли бы использовать приблизительные вычисления и грубые прикидки? Или, может быть, уже использовали?
#левитас #левитасобэффективности #мотивация #эффективность #развитие #успех #работа