«Полтава», реинкарнация

Feb 08, 2017 15:23

Оригинал взят у _twin_ в «Полтава», реинкарнация
Зима с 4 на 6 января в Питере случилась довольно суровая и мы отсиживались по музеям. Весь день 5 января у нас был посвящен моделированию. Почему? Как-то так вышло, спонтанно. С утра мы поехали в музей миниатюры «Гранд Макет», а вечером «полирнули» моделированием 1:1 - приехали смотреть на строящийся в Лахте корабль «Полтава». Правда, погреться тут не удастся - температура в ангаре почти уличная, только что штиль и на том, спасибо.





Большая часть текстов взята с сайта строящегося корабля, кому как не им про него знать все.

Итак, это будет 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга «Полтава». Аналог того, которым когда-то Петр I начинал свой флот на Балтийском море. И так же как оригинал, современная Полтава строится 3 года, с использованием максимально близких материалов, правда без фанатизма, частично идет замена на современные материалы, лаки, покрытия и технические решения, вот первое из них, что нам показали. Мачты Полтавы будут не целиковыми, как в старину, а наборными. При таком подходе легче подобрать дерево без дефектов, к тому же у каждой детали подбирается направление волокон так, чтобы все в конструкции работало на устойчивость.



Ну а вес изделия, конечно, будет меньше, чем в оригинале



Это первый ангар, в который заводят гостей. В будний день тут прямо при посетителях кипят работы, но мы приехали вечером в каникулы и было очень тихо и очень студено



Кому-то пришлось что-то повторять :)



Вид изнутри фок-мачты



Посетителям тут разрешают оставлять добрые пожелания и, конечно, я не удержалась



Шпангоуты корабля делались вот из таких деревьев



А мы дальше обходим двор, чего тут только не попадается



Наконец-то! Ангар с самим кораблем. Снаружи это сейчас выглядит вот так



До нас дошел настоящий ботик Петра, но ни одного корабля XVIII века не сохранилось. Проект «Полтава» был создан для того, чтобы исправить эту ситуацию, воссоздав в натуральную величину первый крупный корабль Балтийского флота - 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга «Полтава», в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Да и топориком махал и даже, говорят, во всем слушался главного прораба

Верхняя палуба.



По лесенкам спускаемся вниз, корабль еще не обшит, со всех сторон в корпус проникает свет и все вокруг становится полосатым-полосатым. Проходим пушечные порты



Только одна пушка пока стоит на месте, явно для экскурсантов, спасибо хозяевам, с ней наааамного веселее. Остальная палуба пока только с полосочками





Я высовываюсь в пушечный порт ... для пушек, заряжающихся с дула - заряжающий была самая смертельная работа. Пушку можно немного откатить, но не полностью. Когда будет доделана обшивка, ее дуло все равно останется торчать наружу и для того чтобы ее зарядить - нужно вылезти. Было такое правило на кораблях, что во время боя любой (ну почти любой) должен вставать на пушки, если пушечному расчету не хватает людей.



Стягивают сейчас длинными болтами, раньше длинными же костылями, без резьбы. Скорее всего я называю их не правильно, как поняла.
Спускаемся ниже - тут высота перекрытия около 130 см - это пространство для хранения продуктов



Уже с начального этапа проекта стало ясно, что задача воссоздания исторического корабля сложнее, чем кажется с первого взгляда. На «Полтаву» не существовало практически никакой доступной документации или подробного популярного материала - все описания и чертежи прятались на полках библиотек и архивов, в делах, которые никто уже много лет, а то и никогда, не открывал. Только благодаря кропотливым изысканиям исследователей и сложной работе конструкторского бюро над техническим чертежом корабля, проект «Полтава» стал полностью выполним и начал набирать силу.



А некоторые решения, которые по Полтаве так и не были найдены в архивах брали из типовых английских и голландских проектов ого времени, так как известно что Петр опирался на них и так же известно, какие стороны тех и других считал сильными и слабыми



В мировой практике уже существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей - например, французский фрегат «Гермиона», на котором Ла Файет отправился в 1798 году на помощь Американским штатам в их войне за независимость или недавно построенный корабль Вест-Индской компании «Батавия» в Нидерландах. В истории современной России существует и успешно функционирует действующая реплика фрегата «Штандарт», спущенная на воду в 1999 году. Команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов, составила костяк коллектива «Полтавы»



«Полтава» стала первым полноценным линейным кораблем Балтийского флота, построенным на Адмиралтейских верфях. Выбор названия нового корабля был не случаен - в честь места, где прошло решающее сражение Северной войны, закончившееся уничтожением шведской королевской армии. Появление отечественного парусника такого класса продемонстрировало возросшее мастерство русских кораблестроителей и их способность строить мощные и современные корабли, не уступающие зарубежным образцам. Начавшееся с «Полтавы» создание сильного линейного флота означало, что Российская империя становилась настоящей морской державой и пришло время пересматривать отношения с европейскими странами.



Согласно книге Ф.Ф. Веселаго «Список русских военных судов с 1668 по 1860 год» длина корабля «Полтава» по гондеку равнялась 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) - 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м). Длина корабля между штевнями составляла 34,6 м. Свесы и наделки, а также обшивка корпуса при измерении размерений корабельного корпуса не учитывались, поэтому реальные размеры корабля были намного более внушительными. Точное значение водоизмещения «Полтавы» не известно, но по различным оценкам оно составляло от 1100 до 1200 тонн. Обводы корабельного корпуса были немного острее, чем у кораблей-предшественников («Риги», «Выборга», «Пернова» и др.), построенных на Олонецкой, Новоладожской и Сясьской верфях, но тем не менее они оставались достаточно полными. Шпангоуты выше нижнего бархоута имели сильный завал внутрь, тем самым затрудняя абордаж судна противником. Толщина обшивки корпуса составляла приблизительно 5 дюймов (12,7 см).



Петр I уделял огромное внимание артиллерийскому вооружению строящихся кораблей. Появление пушек новых пропорций было напрямую связано с увеличением мощности бортового залпа, что было неоспоримым преимуществом в бою. Они были легче орудий аналогичного калибра предшествующего времени, что позволяло устанавливать на борту более мощную артиллерию без ущерба для его остойчивости. О таких изменениях свидетельствует сравнение «Ведомости о пушках, потребных на корабли» от 7 апреля 1715 года с табелем от 3 мая 1715 года. Согласно ведомости первоначально на «Полтаве» предполагалось установить двадцать два 18-фунтовых, двадцать два 8-фунтовых и восемь 3- или 4-фунтовых орудия. Однако в мае корабль был вооружен двадцати двумя 18-фунтовыми, двадцатью 12-фунтовыми и двенадцатью 6-фунтовыми пушками. Теперь при выстреле из всех орудий одного борта мощность залпа составляла 354 фунта.



Ждут своего часа



На улице, за территорией стройки стоит вот такая штука, как я запомнила ее кто-то кому-то вручил или подарил



Внешний вид корабля, когда он будет полностью закончен должен быть как у этой модели



А это инструмент при помощи которого шили паруса, видите пятку для упора иглы? Паруса «Полтавы» шили таким же способом. Нам предложили попробовать, ну не сказать, что прямо ужас-ужас, тезу в 4 слоя шить намного тяжелее, но физическое усилие требуется и в масштабах паруса это, конечно, приравнивается к подвигу



А я задумалась ... спускать на воду корабль будут этим летом, если все пойдет по плану. Он будет еще не готов, его отбуксуют на глубину, поставят мачты, которые сейчас физически не влезут в ангар ... наверное есть какой -то способ попасть на спуск? Очень было бы интересно!


флот, корабли, Россия, история

Previous post Next post
Up