В качестве предисловия: Мне тут как-то "поставили на вид", что я до сих пор не обозначил свою позицию по отношению к юбилею Революции. Нехорошо. Столетие, как никак. Вот, исправляюсь. Так сказать, первая ласточка. Потому что вопрос сути, причин и смысла тогда произошедшего в одну короткую статью поместить невозможно. Даже если писать ее одними короткими лозунгами. Тогда случился социальный тектонический сдвиг, по своему масштабу не уступающий разделению Пангеи. В общем, задуман цикл материалов, посвященных отдельным, наиболее значащим моментам, а эту статью можно рассматривать как своего рода введение.
К юбилею невыученного урока февраля 17-го
Совсем скоро наступит столетний юбилей Февральской и Октябрьской революций, однако события столетней давности до сих пор вызывают нешуточные страсти.
Всего ничего остается до юбилея одного из самых значимых событий нашей истории - столетнего юбилея Февральской революции 1917 года в России. По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, даже создан национальный оргкомитет по организации празднования.
Однако следует признать, что и по сей день отношение общества к этой дате остается, мягко говоря, неоднозначным. С одной стороны, мы чествуем победителей Чесмы и Рымника, гордимся героями Бородино и даже возродили одну из старейших регулярных частей - Семёновский полк, ныне являющийся Президентским. На торжественную церемонию разводов его караулов в Кремле собирается великое множество зрителей. Но в то же время попытки вернуть в публичную плоскость дореволюционные дворянские традиции народ воспринимает откровенно негативно.
Это значит, что глубокий культурно-понятийный разрыв, итогом которого и стал февраль 17-го, не преодолен до сих пор. Яростные споры о том, на чьей же стороне была правда - у «белых» или у «красных», не утратили своего накала. Так что же за юбилей нам предстоит? И какой урок по сей день остается невыученным?
История и разница в подходах к ней
При всем многообразии мнений общество в целом сходится в том, что Великий Октябрь был закономерным результатом Февраля, являвшегося, в свою очередь, результатом череды тяжелейших поражений России в Первой мировой войне, само участие в которой было стратегической ошибкой самодержавия. Страна воевала не за тех, не там и не так, как ей бы следовало. За что потом пришлось заплатить потерей великой Империи, десятилетием гражданского братоубийства и разрухой, преодоление которой обошлось в миллионы жизней.
Во всяком случае, именно такой версии придерживается официальная историческая наука и в еще большей степени - самые известные общественные деятели по обе стороны баррикад. С ней можно было бы согласиться и оставить прения о деталях пыльной тиши академических кабинетов историков, если бы не целый ряд сюда никак не укладывающихся фактов.
Военное поражение в Великой войне действительно имело место, но сокрушительным его нельзя считать даже с большой натяжкой. Империя утратила менее 2% своей территории, причем далеко не самой экономически значимой. Потери в людях, да, были велики - 2 млн убитыми и ранеными и столько же пленными. И это, безусловно, трагедия, но нельзя не признать, что только в действующей армии того времени находилось 7,5 млн и еще 2,5 млн резервистов проходили обучение, а всего Россия мобилизовала 14 млн человек. В Великую Отечественную территориальные и человеческие потери страна понесла многократно большие, но это к революции не привело.
И даже резкое и глубокое погружение народа в бедность нельзя считать следствием войны - оно началось задолго до начала ХХ века.
Полный текст статьи можно прочитать на сайте
ПОСТФКТУМ