В качестве моего предисловия: Я всегда говорил, популизм выглядит очень красиво, но стоит невероятно дорого. Впрочем, история нынешней Венесуэлы еще может служить хорошим столом для "повозить мордой лица" тех критиканов, которые уже который год подряд ноют, что нефтегазовые деньги надо у Газпрома (и других компаний) забрать и между народом немедленно разделить. Заодно сделав бензин в стране, если не бесплатным, то чтобы просто за копейки. Можно ли такое сделать? Можно. Но результат выйдет как в Венесуэле.
Дефицит продуктов питания, галопирующая инфляция и обвал курса национальной валюты в Венесуэле привели к тому, что ситуация в стране напоминает Германию времен Веймарской республики. Самая крупная купюра номиналом 100 боливаров теперь стоит на черном рынке около $0,02, поэтому покупатели приходят в продуктовые магазины с сумками наличных. Чтобы сэкономить время, продавцы не считают деньги, а взвешивают: 100 банкнот венесуэльской валюты любого номинала весят 110 г.
Несмотря на существование привязанных к доллару официальных курсов боливара, его стоимость на черном рынке в ноябре упала еще на 62%, что практически обесценивает используемые сейчас банкноты. В надежде, что недавнее соглашение ОПЕК приведет к росту цен на нефть и улучшит ситуацию в экономике, министр торговли Хесус Фария пообещал, что правительство представит меры по стабилизации валюты. Также центробанк заявил, что на следующей неделе введет в обращение более крупные купюры номиналом 500, 1000, 2000, 5000, 10 000 и 20 000 боливаров.
Главный экономист Ecoanalitica Карлос Мануэль Альварес считает эту меру недальновидной: «Новые банкноты могут упростить транзакции, но надолго этого не хватит, если не совладать с инфляцией».
Специалисты связывают непомерную инфляцию с валютным и ценовым контролем, низкими ценами на нефть, плохим государственным управлением и непрекращающимся печатанием новых банкнот. Центробанк Венесуэлы уже год не публикует данные по инфляции. Но Альварес прогнозирует, что она достигнет 511% в 2016 г., а МВФ - 476%.
Валютный контроль ввел покойный лидер Уго Чавес в 2003 г. Сейчас в стране два официальных курса, используемых преимущественно для оплаты импорта. Но теперь цены в некоторых магазинах меняются ежедневно, и специалисты сравнивают выпуск Венесуэлой более крупных купюр с недавним решением Зимбабве печатать альтернативную валюту из-за нехватки долларов.
К дефициту всего и вся в Венесуэле добавился дефицит наличных. «Мне приходится обойти пять-шесть, а иногда и семь банкоматов, чтобы [получить деньги и] купить то, что еще можно купить», - жалуется домохозяйка Айарик Рамос. К банкоматам в Каракасе, как и в магазины, выстраиваются длинные очереди. Ситуация осложнилась на прошлой неделе, когда были заморожены платежи по кредитным и дебетовым картам. Президент Николас Мадуро по традиции обвинил в этом «кибератаку» и распорядился провести обыски в офисах Credicard, которая обрабатывает платежи для Visa и MasterCard.
Оппозиция хочет навязать параллельный валютный курс, при котором доллар будет стоить «безумных денег», заявил Мадуро, добавив, что страна страдает от «монетарного государственного переворота». Президент также обрушился на популярный у венесуэльцев (но запрещенный властями) сайт сравнения валютных курсов DolarToday. Его создал бывший полковник Густаво Диас, который участвовал в попытке свержения Чавеса в 2002 г., а теперь живет в США. «В этой стране никто не сможет устанавливать цены, ориентируясь на DolarToday. Я этого не позволю», - заявил Мадуро.
Инфляция останется высокой, предупреждают аналитики. Ключевая проблема в том, что «правительство не готово проводить фундаментальные экономические реформы, а перспективы смены режима ограничены», отмечают специалисты Eurasia Group.
Источник:
vedomosti.ru