Ближайшие перспективы энергорынка Европы. Часть 2/II

Oct 04, 2021 16:35





Начало читать тут

С углем в Европе вообще складывается парадоксальная ситуация. Из-за удорожания «зеленых сертификатов», роста цен на энергетические угли, а также по причине других жестких ограничительных мер, себестоимость угольной генерации критично растет, приближая ее к порогу прямой убыточности.

Но из-за роста цен на электричество, а также по причине падения выработки в сегменте ВИЭ, в течение января - июля 2021 года доля угольной генерации в Германии затормозила снижение и даже выросла на 7 процентных пунктов (до 26,1%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Грубо говоря, «антиугольная» позиция ЕС фактически ведет к ускоренному проеданию имеющихся в «угольном сегменте» технических и финансовых ресурсов. Владельцы угольных станций спешат выжать из оборудования предельный максимум, полностью прекратив инвестиции не только в модернизацию и расширение мощностей, но даже в их текущее регламентное обслуживание.

Следовательно, уже к концу 2022 года можно ожидать начала массового закрытия объектов по причине достижения ими предела по техническому износу. Что дефицит энергии в ЕС еще больше увеличит.

Уже сейчас видно, что все изложенное выше имеет эффект «лома, засунутого в тонкий работающий механизм». Самый энергоемкий сектор европейской экономики - промышленная химия - достиг рубежа убыточности.



Один из крупнейших производителей удобрений, американская компания CF Industries Holdings объявила об остановке двух своих производственных комплексов в Британии, являющихся крупнейшими в отрасли в Соединенном Королевстве. Это послужило сигналом к сокращению объемов производства на других аналогичных предприятиях в Германии, Бельгии, Нидерландах и Южной Европе.

На ближайшие пару месяцев имеющихся запасов химпродукции для поддержания жизнедеятельности связанных экономических цепочек еще хватит, но уже весной 2022 года в ЕС ожидается существенный дефицит минеральных удобрений, грозящий падением объемов сельскохозяйственного производства в Европе в целом осенью.

Впрочем, проблемы с продовольствием ожидаются уже в текущем году. В частности, производители хлебобулочных и макаронных изделий начали предупреждать власти об угрозе неизбежности повышения цен ориентировочно до 40%.

Так как в их производственном цикле широко применяется электричество, а также требуется поддерживать в помещениях стабильный температурный режим, ранее обеспечивавшийся газовым отоплением. Резкий рост цен на то и другое в ближайшее время вынудит производителей кардинально пересмотреть ценовую политику под угрозой разорения.

Это конечно еще не предвестник голода, однако аналогичные сигналы из мясомолочной и перерабатывающей отраслей говорят, что, если в ближайшие месяцы ситуация с ценами на энергию не изменится к лучшему, в перспективе одного - двух лет Евросоюз может перейти из статуса нетто-экспортера продовольствия в категорию его нетто-импортеров.

Однако власти Европы из происходящего системных выводов не делают, предпочитая «все исправить» сиюминутными административными мерами. Как стало известно изданию The Times, Испания, на прошедшем в Словении совещании министров транспорта и энергетики стран ЕС, представила в Еврокомиссию «секретный план».

По мнению Мадрида, в росте европейских цен на газ в Европе «виновата» Москва, использующая «временные трудности» для дестабилизации ЕС, подрыва европейской экономики и разрушения единства европейской позиции в вопросе подчинения газопровода СП-2 нормам Третьего энергопакета. Бороться с этим предлагается через введение в Евросоюзе директивно установленных предельных цен на газ, соблюдение которых должно стать обязательным на территории всех стран Единой Европы.

На первый взгляд он явно утопичен. Например, испанцы предлагают срочно сформировать в Евросоюзе буферные запасы газа, с помощью которых Брюссель должен будет купировать ценовые колебания. И не важно, что это идет прямо в разрез с европейской политикой расширения свободного рыночного ценообразования на энергоносители.

Однако уже появляются основания ожидать, что на ближайшем профильном саммите ЕС в октябре испанская «идея» начнет выливаться в официальные «общеевропейкие» документы. Надвигается зима, к которой Евросоюз демонстрирует явную тотальную неготовность. Германия угрожает полностью прекратить поставки газа на межотраслевые предприятия, а жителям Хорватии Брюссель уже рекомендует начать массированные заготовки дров для обогрева жилья.

Отсюда следует закономерный вывод о том, что текущий кризис в европейской энергетике носит не сиюминутный временные, а долгосрочный принципиально системный характер. Отопительный сезон 2021/2022 года и дальнейшие последствия весной - и в начале лета 2022 года станут серьезным испытанием европейской экономики на устойчивость, а властей Европы на общую адекватность.

Конечно ожидать полного экономического коллапса ЕС преждевременно, однако в текущих условиях просматриваются три вероятных общих сценария дальнейшего развития событий. Аналитики британского нефтяного гиганта ВР называют их: «Нетто ноль» (Net Zero), «Умеренный быстрый» (Rapid), и «Бизнес как обычно» (Business-as-usual).

Вариант «Нетто ноль» (Net Zero) исходит из предположения, что власти Европы (шире - всего коллективного Запада, включая США), попытаются использовать складывающиеся обстоятельства для решительного слома традиционной энергетической модели с целью максимального ускорения «энергоперехода на водород».

Новая энергетика будет очень дорогой, а сам процесс ее построения - чрезвычайно болезненным. Но другого пути нет, так как постепенному итерационному переводу экономики на «зеленый водород» в настоящее время критично мешают многочисленные факторы «инерции старой системы». В том числе несогласие рядовых потребителей идти на понижение уровня жизни «в переходный период», вызванное разрушением сложившихся экономических цепочек на этапе их трансформации.

Однако, если пройти его «быстро», новая «водородная экономика» заработает раньше, чем уровень социального недовольства в обществе достигнет критического уровня.

Кроме того, последующая экономическая трансформация создаст удобные условия для полной реорганизации Евросоюза из нынешней федерации все еще достаточно независимых стран в единое централизованное надгосударство, с окончательной концентрацией власти и денег в руках Брюсселя (т.е. Европарламента и Еврокомиссии). Включая закрепление за ними права на собственный бюджет и на собор прямых налогов со всей территории Объединенной Европы.

Развитие событий по сценарию «Нетто ноль» (Net Zero) сулит радикальное повышение стоимости «зеленых сертификатов» до 220 - 250 евро за тонну СО2 в «развитых» странах и не менее чем до 175 евро - в «развивающихся».

В перспективе до 2050 года такие меры сократят спрос на нефть на 80- 85% и на газ на 60% относительно уровня их потребления в 2019 году. Европейская экономика в целом пройдет через разрушительный этап полной остановки ряда крупнейших отраслей, в том числе химической, металлургической и, в значительной степени, продовольственной. Материальный уровень жизни европейских домохозяйств, в перспективе ближайших 5 - 8 лет, может снизиться на 40 - 50%.

Однако масштабное расширение капитальных вложений в возведение новой «водородной инфраструктуры» и связанной с ней «водородной экономики» должно создать достаточно масштабное основание для поддержания экономического роста в новых отраслях, которое обеспечит серьезное купирование уровня негативных факторов, а к 2030 году сформирует новый стабильный тренд долгосрочного устойчивого положительного развития. Примерно как это наблюдалось во время восстановления европейской экономики после Второй мировой войны.

В противовес «радикальному», вариант «Бизнес как обычно» (Business-as-usual) является «консервативным». Он исходит из ожидания, что европейские власти сумеют «одуматься», то есть отказаться от идеалистического радикализма в пользу практической адекватности. Все глобальные цели и задачи ЕС, включая переход к «водородной экономике», в нем останутся неизменными, однако их достижение будет производиться многоступенчатым поэтапным итерационным путем.

В частности, это будет означать временное смягчение норм Энергетической хартии ЕС и Третьего энергопакета, а также отодвинет сроки введения «углеродных налогов», а также капитально снизит их целевые значения. Цена «зеленого сертификата» за тонну выбросов СО2 к 2050 году ожидается на уровне 80 евро для «развитых стран» и 65 - 68 евро - для «развивающихся».

Тем самым, в целом трансформирующейся экономике будет «тяжело», но уровень проблем останется подъемным, а процесс трансформации пойдет «по пути наименьшего сопротивления», оставляя возможность успевать трансформировать разрушающиеся элементы без радикального падения уровня жизни.

В этом сценарии потребление углеводородов сокращаться конечно продолжит, но темпы падения составят не выше 2% в год, с выходом на общее снижение в 10 - 15% к 2050 году.

Промежуточным между двумя приведенными выше считается вариант «умеренных темпов преобразования» (Rapid). Он исходит из того, что линию формирования событий станет определять баланс между энергией упрямства идеалистов - реформаторов и степенью масштабности «сопротивления» ныне существующей энергетической и экономической системы, а также способностью монетарных властей ЕС генерировать достаточное количество денежной ликвидности без обрушения в гиперинфляцию.

В этом сценарии тонна выбросов СО2 к 2050 году дойдет до 120 - 140 евро за тонну для «развитых» стран, и до 90 евро - для «развивающихся». Спрос на нефть упадет ориентировочно на 50 - 60%, а потребление газа, хоть и уменьшится на 40%, все равно останется значительной частью европейского энегобаланса.

При этом общая экономическая ситуация окажется в длительном трансформационном кризисе, который затянется до 2035 - 2037 годов.

Какой из изложенных сценариев окажется наиболее вероятным, покажут итоги прохождения Европой отопительного сезона 2021/2022 годов. Но в любом случае России следует готовиться к усилению противодействия газовым поставкам, и наращиванию давления по принуждению Москвы согласиться на следование западной «зеленой повестке». В том числе, на согласие «добровольно» платить «углеродный налог» на условиях ЕС и США.

Купировать эту тенденцию следует через сохранение нынешней стратегии по «строгому соблюдению контрактных обязательств Газпрома», без наращивания объемов поставок энергоносителей «ради спасения европейской экономики». А также через ускорение «разворота на Восток», с сокращением доли внешней торговли с ЕС в общем внешнеторговом обороте России, в пользу ее расширения на других направлениях (Азия, Ближний Восток, Африка).

Также необходимо разработать эффективные механизмы по принятию экономических мигрантов из Европы, обладающих необходимыми для нас квалификациями, практическим опытом, желающих интегрироваться в российское общество и трудиться на благо российской экономики.

На фоне крушения традиционного «европейского образа жизни» Россия имеет все шансы стать весьма привлекательным «островом стабильности и понятных «нормальных» ценностей. Что будет служить весьма сильным стимулом «к перемене места жительства». Пусть объем таких «европейцев» и окажется небольшим, но даже 5-7% от общего текущего населения ЕС может создать приток от 20 до 30 млн «новых граждан». Довольно сильно мотивированных к активной трудовой деятельности «на новом месте».

Источник: РУССТРАТ

энергетика, Евросоюз, анализ, энергобаланс Европы

Previous post Next post
Up