Впервые за всю послевоенную историю Вашингтон столкнулся с дефицитом влияния на ключевые международные инструменты власти. В четверг, 20 августа 2020 года, Белый дом официально направил в ООН письмо с требованием запуска в действие полноформатных международных санкций против Ирана, предусмотренных за нарушение условий Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 2015 года.
Формальным основанием к тому служит заявление высшего иранского руководства о выходе из-под ограничений СВПД ввиду неисполнения условий ядерной сделки со стороны ее «гарантов». В первую очередь США. Тегеран свою часть договоренностей выполнил, но положенных по СВПД экономических послаблений не получил. Что освобождает его от прочих обязательств.
Однако американский демарш внезапно встретил жесткую негативную реакцию в Организации, до недавнего времени считавшейся в Госдепе чуть ли не ручной. Все члены Совета безопасности дружно ответили Госдепу что-то вроде «не ваше дело».
В том смысле, что Соединенные Штаты официально вышли из «иранского соглашения» еще в мае 2018 года, потому договаривающейся стороной больше не являются, а значит никаких требований, тем более в рамках СВПД, выдвигать не могут.
Примечательно, что эту позицию разделили не только традиционные оппоненты Америки в лице России и Китая. Поддержала ее Франция и даже Британия. Хотя последняя выразилась очень обтекаемо.
Единственное, что удалось Вашингтону, это заблокировать с помощью права вето, проведение заседания СБ ООН «по иранской повестке» в пятницу 21 августа. В кулуарах Белого дома убеждены, что в противном случае существовала почти абсолютная вероятность полного снятия всех ООНовских санкций с Ирана.
Причем налицо явно отрицательная для американцев динамика. Неделю назад они уже пытались провести через Совбез свой проект резолюции на тему необходимости сохранения иранского оружейного эмбарго, истекающего 18 октября 2020 года. Тогда за высказались лишь США и Доминиканская Республика. Против - Россия и КНР. Остальные 11 членов воздержались.
Сейчас дело уже далеко не в иранском ядерном оружии. Впервые за 75 лет против Соединенных Штатов выступил весь Совет Безопасности, тем самым поставив ребром вопрос о реальном размере американского влияния на международные геополитические институты.
Тем самым в ООН разворачивается все всяких сомнений эпохальная битва, в которой Иран - лишь повод, а СВПД служит только инструментом.
Вашингтон всеми силами стремится доказать, что сделка силу утратила технически. Один из ее участников вышел, другой прямо отказывается соблюдать условия, прочие сидят ровно и делают то, что должны. Стало быть, Соглашение выбрасывается в утиль, а прежние шесть жестких ограничительных резолюций ООН автоматически восстанавливаются. Что будет означать, хоть и с оговорками, дипломатическую победу США.
Остальные участники договора - Россия, Китай, Британия, Франция и Германия - занимают иную позицию. Америка ушла, значит ушла, все, точка. Ее мнение значения не имеет, так как все прочие участники договоренности остались. И только они сейчас вправе решать, что и как должен или не должен делать Иран. А он, кстати, суть Сделки как раз выполняет полностью. Так что о санкциях ООН не может быть и речи.
На данный момент ситуация зависла в неустойчивом равновесии. Так что нас ожидает очень интересная неделя.
Источник:
РУССТРАТ