Мысль значительной части немецкой элиты о стремлении переиграть европейский тренд за счет бюрократических хитростей в отношении «Северного потока-2» на днях подтвердилась более чем явно.
С одной стороны, Берлин, вместе с 26 другими странами (воздержалась только Болгария), еще в апреле 2019 на Совете ЕС
утвердил обновленную версию газовой директивы (2009/73/ЕС), фактически окончательно блокирующую российский проект «Северный поток».
По ней под действие Третьего энергопакета подпадают не только сухопутные трубопроводы, но проходящие через территориальные воды стран-членов ЕС. Значит, идея обойти ограничения с трубопроводом OPAL при помощи альтернативной трубы NEL как бы не сработает. Нормы по выделению одному поставщику не более 50% мощности распространятся и на нее.
Однако немцы сумели найти бюрократическую лазейку. Бундестаг таки
принял закон, несколько поправляющий техническую часть Третьего энергопакета. По нему полномочия решать, что ему соответствует, а что нет, передаются немецкому национальному регулятору - Федеральному сетевому агентству. И вот с этого места начинается интересное.
В Киеве
новость приняли с большой радостью. Мол, Германия наконец уступила Общей Европе и имплементировала Газовую директиву ЕС, и теперь «Газпрому» точно крышка. Но люди более здравомыслящие
указывают на тот факт, что в строгом соответствии с директивными нормами регулятор имеет полное право выдавать исключения. Как постоянные, так и временные, сроком до 20 лет.
И все идет к тому, что из-под ограничений может быть выведен не только второй, но даже и первый «Северный поток», уж слишком велико к тому желание участвующих в проектах компаний: австрийской OMV, французской Engie, британо-голландской Shell и немецких Wintershall и Uniper.
Впрочем, пока окончательные заключения делать еще рано. Во-первых, все сказанное выше все еще остается только в области предположений. ФСА окончательный вердикт еще не вынесло. Крайним сроком принятия решения называется середина апреля 2020 года.
С другой стороны,
штраф польского антимонопольного регулятора UOKiK французской компании Engie создал важный прецедент, позволяющий Варшаве вмешиваться (и даже опротестовывать в международных судах) решения национальных органов соседних государств, действующих на собственной территории.
Так что в теории стоит ожидать очень важной битвы между польским антимонопольным регулятором и Федеральным сетевым агентством ФРГ, самым непосредственным образом способной повлиять на перспективу всего Евросоюза в целом.
В случае польской победы может сложиться уникальная ситуация, когда фактическим центром ЕС станет Варшава. Но согласится ли с этим Берлин и как далеко он намерен пойти для предотвращения подобного - сейчас становится самым главным вопросом ближайших шести месяцев.
Специально для
ИА REGNUM