СМИ-массовка затрахала уже про Т-80БВМ и его уникальность. Выскажу три тезиса.
1. Нехорошо, что у нас по факту будет три гусеничных платформы тяжелой категории по массе: Т-80, Т-72/90, Армата. Это серьезно усложняет техническое и тыловое обеспечение, подготовку экипажей и ремонтников. Перспективный план развития БТВТ на период до 2020 года предусматривал эксплуатацию Т-80 до израсходования ресурса и затем снятие машин с вооружения. При этом семейства Т-72/90 и Армата имеют некоторую преемственность, например по расходным материалам.
2. Решение оставить Т-80 в строю и закупать его модернизированный вариант - это шаг навстречу промышленности, для «поддержки штанов» некоторых предприятий. Военным это нафиг не нужно, по большому счету. Кроме вреда, никакой пользы. Эксплуатация Т-80 примерно в полтора раза дороже, чем машин семейства Т-72/90. Про некоторые негативные особенности эксплуатации Т-80 пока промолчу, это тема для специалистов.
3. Возможность быстрого запуска ГТД при низких отрицательных температурах наружного воздуха никаких преимуществ не дает. Ибо танки действуют не сами по себе, а в составе частей и подразделений, элементов боевого (маршевого) порядка. Например, Т-80 могут быстро запустить свои двигатели в исходном районе для наступления, но не могут выскочить на рубеж перехода в атаку раньше других машин первого эшелона. И все «такие уникальные» Т-80БВМ будут ожидать другую технику и выдвигаться на заданные рубежи (исходный, развертывания в ротные и взводные колонны, перехода в атаку) в составе подразделений.
Высокая скорость и приемистость Т-80 никаких преимуществ не дают. Ибо танки ВСЕГДА двигаются в составе колонн или боевых (предбоевых) порядков.
Сказанное справедливо для всех видов боя, марша и т.п. Аналогично при выходе из ППД в районы сосредоточения при приведении частей в высшие степени боевой готовности. Без разведки, охранения, ПВО и т.п. направлять для выполнения задач танки любого типа - это преступление.
На фотке: танкисты и танки Т-80БВ нашего 62-го гвардейского танкового полка в ГСВГ
Источник:
Виктор Мураховский
В качестве моего послесловия: Один из самых сложных вопросов. С автором согласен. Три платформы - слишком дорого для страны. Но приходится признать, что волевым решением продавить переход на одну не получается тоже по достаточно весомым причинам чисто производственного характера. Хотя стремиться к этому безусловно необходимо. Другой вопрос - как это сделать практически?