Что помешало Трампу создать арабский аналог НАТО на Ближнем Востоке.
Хотя официально об этом еще не объявлено, тем не менее, Reuters уже
сообщил об отправке Египтом в Вашингтон уведомления об окончательном отказе Каира от участия в создаваемом американцами Ближневосточном альянсе безопасности (MESA). Организация, задуманная Америкой, как своего рода арабский вариант НАТО, теперь окончательно все. А виноваты в произошедшем маркетологи военно-промышленного комплекса.
Любой подобный альянс военным обычно является только во вторую очередь. Краеугольным камнем в нем всегда служит политика. Точнее - практическая реализация международного доминирования лидирующего государства. Как бы там Трамп ни жаловался на несправедливость текущей жизни, Североатлантический альянс создавался Америкой, для решения, прежде всего, американских геополитических задач.
Аналогичным образом складывалась Организация Варшавского договора. Политика на первом месте стоит потому, что сотрудничество предполагает передачу части (в ряде случаев и всех) национальных вооруженных сил под чужое командование. С этого момента ваши ресурсы и жизни ваших солдат, а значит и перспектива целостности вашего государства, начинают расходоваться на достижение не только ваших стратегических целей, но, прежде всего, того, кто обеспечивает вашу политическую «крышу».
Пока разница между целями участников и ключевого организатора за допустимые рамки не выходит и с лихвой покрывается прочими получаемыми плюшками, в том числе, экономическими и даже геополитическими в каких-то других вопросах, альянс цветет и крепнет, ибо приносит пользу всем и имеет смысл. Даже когда под шумок о великих целях его участники проворачивают свои личные гешефты. Например, проталкивают продажи собственного оружия.
В истории с MESA с самого начала не так было абсолютно все. Во-первых, цель. Ближневосточный альянс безопасности Соединенные Штаты, не скрывая, создавали ради коллективному противостоянию на Ближнем Востоке конкретно Ирану. Но не тому, настоящему, в истинных религиозных и исторических реалиях региона, а чисто фантазийному, как его себе представляет американский истеблишмент.
В результате, Вашингтон попытался выдать за общерегиональный инструмент международной безопасности фактический военный союз суннитских монархий Залива против государства, возглавляющего их религиозных оппонентов шиитов. Миром такое закончиться, естественно, не могло. Альянс с самого начала предназначался для военного давления на Тегеран.
Это порождало вторую системную проблему. Стремясь придать союзу максимальный вес, на подготовительный саммит в мае 2017 года в Эр-Рияде устроители шоу пригласили глав 43 государств, 30 из которых получили предложение о вступлении в MESA. В том числе, к Ближнему Востоку не относящихся, например мусульманские страны Центральной Африки и Малайзия. Вашингтон, сам того не замечая, попытался сказать, что геополитический и военный вес одного Тегерана примерно сопоставим сумме 3/4 всего исламского мира. Очевидное несоответствие фактическому положению дел сразу превратило процесс в подобие большого восточного базара, где каждый торговец норовил развести США на максимальный для себя бакшиш.
Если бы арабское НАТО американцы строили так же, как европейское, все упомянутые выше проблемы еще как-то можно было бы преодолеть. По крайней мере, теоретически. Но говоря о новом, чрезвычайно важном для охраны мира, альянсе, Белый дом старательно обходил стороной вопрос собственного членства в нем, что явилось третьей фундаментальной системной проблемой.
Официально идею создания MESA Белый дом выдвинул как собственную инициативу чуть ли не Дональда Трампа персонально. Ему же должны были достаться и все лавры, как продвигателя американской гегемонии на Ближнем Востоке, так и сокрушителя этой ужасной иранской угрозы миру. Однако при этом организоваться в военный блок исламисты должны были как бы совершенно сами. И за собственный счет. А значит, и воевать с Ираном они должны были бы самостоятельно, имея США лишь в виде добровольного и очень независимого поставщика тылового обеспечения и вооружений, естественно, Made in USA.
А так как на Востоке ничего самостоятельно общего не может существовать в принципе, фактическим официальным лидером арабского НАТО исподволь становилась Саудовская Аравия, как самая богатая страна региона. К тому же имеющая наиболее обширные геополитические амбиции.
В теории, на взгляд маркетологов американских оружейных корпораций, проект выглядел замечательно. Американская общественная поддержка созданию вокруг КСА военно-политического союза из 30-40 государств, несомненно, потешит саудитам чувство собственного величия. Они на Ближнем Востоке традиционно составляют один из трех ключевых центров силы, претендующих на подавляющее доминирование, но самостоятельно не способных его достичь.
К сладкому прянику автоматически прилагался кнут, точнее, жесткий поводок. В предложенном виде все внутренние политические и религиозные противоречия региона взаимно усиливались, дополняясь проблемами других частей Света, особенно ярко проявляющихся, например, в Судане и Малайзии, которые Эр-Рияд сам без внешней американской помощи урегулировать или хотя бы сбалансировать, совершенно точно не в состоянии. А значит, Вашингтон в любой момент может легко перекрыть Королевству кислород, если тот вдруг начнет о себе слишком много думать.
Впрочем, глядя на результат войны примерно того же состава стран в Йемене, истинная военная мощь ближневосточного НАТО была понятна с самого начала. Так что угроза Ирану тут рисовалась скорее чисто медийная. Но американским авторам проекта именно такая и была нужна. Зачем? Чтобы продавать оружие! Из высокотехнологичных современных промышленных товаров США сегодня способны поставлять только вооружения. Чаще всего ограниченно функциональные и в реальности мало эффективные, но очень дорогие.
Раз союз военный и противника имеющий, значит покупать оружие в товарных количествах он обязан. Поправка - покупать именно американское оружие. Чем больше стран вступит в MESA, тем шире и емче окажется новый сбытовой рынок. Не то, чтобы США не поставляли им вооружения раньше, но военный союз дает новые эффективные инструменты политического давления. По крайней мере, на начальном этапе, где под шумок первой эйфории от фотоблицев на торжественных учредительных мероприятиях можно впарить очень жирные контракты по более чем вкусной для поставщика цене.
Подвела американцев жадность и торопливость, на выходе сплавившаяся в очевидное высокомерное чванство по отношению к любым младшим партнерам США. В их представлении других, кроме очень второстепенных, партнеров существовать и не может. Проект явно забуксовал. Договориться официально провозгласить
создание альянса на новой встрече 12-13 октября 2018 года не удалось, все перенесли на март 2019, потом вообще абстрактно на "вторую половину 2019 года".
Тем не менее, почему-то правящая элита СШАлично для себя решила, что дело сладилось и можно приступать к выколачиванию денег. В том числе, используя тот самый поводок, который, как казалось авторам, предусмотрен не только для саудитов, но и для всех прочих участников, в том числе, Египта.
Госсекретарь США Майк Помпео на слушаниях по бюджету 2020 года членам сенатской комиссии по ассигнованиям
выразился прямо. Если Каир купит российские истребители Су-35 (явно намекая - вместо того чтобы взять "правильные" F-35), то США введут против Каира санкции. Соответствующее предупреждение уже отправлено властям страны. А то ишь удумали, целых 2 млрд долларов не в те руки отдать!
Надо сказать, Египет и раньше не горел особым желанием вступать в MESA, даже учитывая масштаб саудовской экономической помощи. Тем более что тут еще стоит посмотреть, речь идет именно о помощи или о плате за сдерживание руками египетской армии активности исламистских радикалов, грозящих вторжением в само Королевство. А уж после такого прямого ультиматума власти страны не могли отреагировать как-либо иначе. Воевать с Ираном у них надобности нет совершенно. Ослабление геополитического влияния США в регионе открывает для них более широкое окно возможностей для проведения внешней политики в собственных интересах. Да и после Арабской весны - внутренней тоже.
А без Египта, как владельца одной из крупнейших по численности армий региона, вся эта MESA в любом виде полностью теряет смысл. Так что тему арабского НАТО можно сдавать в утиль. А все потому, что править США начали примитивные сиюминутные маркетологи. Впрочем, конкретно по этому поводу с нашей стороны никаких возражений нет.
Специально для
ИА REX