Индо-пакистанский инцидент: что показывают бои в воздухе

Mar 01, 2019 23:11





Итоги стычек подтверждают выводы прежних учений: российские самолеты уверенно превосходят западные аналоги.

Военное столкновение между Индией и Пакистаном, вне зависимости от  причин и возможных последствий, имеет и другую важную интересную  сторону. Противники оснащены преимущественно разным вооружением, что  особенно наглядно проявляется в их ВВС. Таким образом, конфликт в  определенном смысле еще дает (или даст, тут как получится) возможность  практически сравнить возможности российских и НАТОвских самолетов.

На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов  вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает  в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий: одна - Су-30К, три -  МиГ-23, четыре - «Ягуар», шесть - МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы  планируют списать) и четыре - МиГ-21.

В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях: 14  эскадрилий МиГ-21 (120 самолетов МиГ-21 индийцы намереваются  эксплуатировать до 2019 года), одна - МиГ-23МФ и УМ, три - МиГ-29, две -  «Мираж-2000», а также 8 эскадрилий самолетов Су-30МК.

В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов  «Канберра» (8 машин) и одна - МиГ-25Р (6 самолетов), а также по два  самолета МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737. В состав авиации РЭБ входят: 3  американских «Гольфстрим III», 4 самолета «Канберра», 4 вертолета  HS-748, 3 самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.



ВВС Пакистана эксплуатируют четыре основных типа боевых самолетов.  Новейшие -истребители-бомбардировщики JF-17 «Тандер» совместной  китайско-пакистанской разработки. Ими вооружены 16-я и 26-я эскадрильи.  На вооружение 5-й эскадрильи в 2010 году поступили современные  американские многоцелевые истребители F-16C/D. 9, 11 и 19-я эскадрильи  летают на более старых самолетах F-16A/B.

Самыми массовыми боевыми самолетами ВВС Пакистана стали «Мираж» III и  «Мираж» V - в строю находится свыше 150 самолетов различных  модификаций. Эти устаревшие машины прошли несколько модернизаций и  остаются на вооружении 8, 15, 22, 25 и 27-й эскадрилий. Ненамного  уступает «Миражам» численность парка истребителей F-7P/PG - китайских  модификаций советского МиГ-21. Ими вооружены 2, 14, 17, 18, 20 и 23-я  эскадрильи.

На данный момент счет считается как 1:0 в пользу Пакистана. По представленным кино  и фото материалам, Исламабад "показал" обломки, как минимум, одного  индийского МиГ-21 и задержанного после катапультирования пилота,  которого, впрочем, уже передал индийской стороне.  В свою очередь, индусы утверждают об уничтожении одного пакистанского  F-16, но тот якобы упал на пакистанской территории, потому в  доказательство они приводят лишь обломки запущенных с него ракет  AIM-120.

Однако прочие, в том числе близкие к военным неофициальные источники,  говорят, что последние трое суток в небе над Кашмиром "было жарко".  После террористической атаки на конвой индийской армии, в которой  погибло 40 военных, Нью-Дели нацелили свои ВВС на нанесение ударов  возмездия по наземным целям террористов, находящихся "в пакистанской  зоне" спорных территорий, тогда как авиация Исламабада решала задачи  захвата и удержания господства в воздухе для пресечения индийских  ударов.

Таким образом, пакистанцы имеют ощутимое тактическое преимущество. Однако, даже задействовав  в сумме 24 самолета, в том числе 8 истребителей F-16, 4 - Mirage-3 и 4  истребителя собственного (совместно с Китаем) производства JF-17, они  свою главную оперативную задачу решить не смогли.

Индийские ВВС силами всего восьми машин (4 Су-30МКИ, 2 - Mirage-2000 и  2 МиГ-21), все что считали нужным, разбомбили. Одна машина, конечно,  потеряна, однако в описанных условиях и при фактическом соотношении сил  результат считать поражением никак невозможно. Скорее он говорит о прямо  противоположном и подтверждает итоги многочисленных совместных учений  ВВС Индии с армиями других стран, в том числе, членов НАТО.

В 2005 году на индийско-сингапурских учениях  Sindex-Ankush индийские Су-30МК, как в одиночных, так и в групповых  боях (вплоть до 5 на 5) выиграли все 10 боев с сингапурскими F-16С и 8  из 10 схваток с американскими F-15. Годом ранее они же на  американо-индийских учениях Cope India 2005 также забрали абсолютное  большинство побед с американскими тяжелыми истребителями.

Индия военные соревнования с разными противниками продолжила, проведя  до 2017 года свыше десяти учений с ВВС более 20 стран, включая США,  Великобританию, Францию, ФРГ и ряда других стран, оснащенных техникой  "западного" производства, такой же, как у своего главного  геополитического противника - Пакистана.

Особенно показательными оказались учения Indradanush-2015  на британской авиабазе Конингсби, где индийские пилоты раз за разом  опрокидывали стандартную НАТОвскую тактику ведения воздушного боя на  дальних (в худшем случае, средних) дистанциях, успешно навязывая ближний  бой, к которому техника и пилоты Альянса оказывались решительно не  готовы.

Западная ставка на преимущество в возможностях самолетов ДРЛО и  дальнобойных ракет воздух-воздух (в том числе AIM-120 AMRAAM) эффективно  нивелировалась превосходством российских машин в радиоэлектронной  невидимости и мерами РЭБ, позволявшими индийским пилотам оставаться  незамеченными до минимальных дальностей, с которых они вступали в  ближний бой, где Су-30, даже в экспортном исполнении Су-30МКИ,  решительно превосходили практически все классы машин противника в  маневренности. Впрочем, эксперты отметили и превосходство индусов в  пилотажной выучке, ряд побед они одерживали на устаревших французских  "миражах".

Но буквально "бомбой" предстал модернизированный МиГ-21 "Бизон".  Оставаясь все той же физически относительно компактной и маневренной  машиной, он получил новую РЛС переднего обзора, новое оборудование  постановки помех, новый комплекс внешних датчиков и ряд других новинок. В  том числе прицельное оборудование и возможность применять весь  ассортимент современного ракетного вооружения. Получилось нечто  невероятное.

Машины, которые в Пентагоне давно предлагали в балансе не учитывать  ввиду их фатальной устарелости, американцев и британцев буквально  разгромили. Бортовые средства РЭБ уверенно срывали захват станций  наведения оружия самолетов F-15C на больших и средних дальностях, тем  самым, исключая возможность применения по ним дальнобойного ракетного  оружия.

Ну, а добравшись до дистанции кинжального удара, "Бизоны" рвали  "орлов" на лоскуты благодаря преимуществу в тяговооруженности и  пилотажным возможностям, в том числе, за счет меньших радиусов виража и  больших скоростей его выполнения. И уж совсем неприятным шоком для ВВС  США стало сочетание нашлемной системы наведения с ракетой Р-73, до того  считавшееся принадлежностью только МиГ-29.

Нет, конечно, неудачи у индусов случались тоже. Но на один потерянный  свой (по официальному ранжиру, машину лишь второго поколения), они  уверенно забирали девять самолетов противника, относящихся к  истребителям четвертого поколения.

Впрочем, Су-30 тоже показали "что такое мать Кузьмы". Выяснилось, что  вне прямой зрительной видимости они с F-15C друг друга обнаруживают на  одинаковой дальности, но цикл прицеливание/захват цели/пуск осуществляли  на треть быстрее, потому стреляли раньше и быстрее переходили к режиму  уклонения от встречной атаки, тем самым значительно чаще побеждая в  воздушном бою. Ну, а прорвавшись на дальность "до 3 километров", они  противника просто "делали".

Понятное дело, никто из участников всех своих возможностей не  раскрывал, так что итоги учений прошедшего десятилетия следует принимать  с известной долей скептицизма. Однако нельзя отрицать два момента.  Во-первых, с "западной" стороны "играли" полностью боевые самолеты,  тогда как с "индийской" российские "экспортные" версии.

Во-вторых, даже с учетом этого командование НАТО признало, что для  уверенной победы в воздушном бою против ВВС Индии США должны иметь не  менее чем полуторократное превосходство.

И вот теперь все ранее упомянутые результаты проходят проверку  реальным боем. Пока соотношение "1 к 2-3 для сдерживания индусов" явно  подтверждается. Из чего напрашиваются и определенные выводы на тему  реального баланса между ВКС РФ и ВВС НАТО.

Специально для ИА REX

Индия, НАТО, авиация, Пакистан, война

Previous post Next post
Up