Почему Нью-Дели устроил США праздник непослушания.
История российско-индийского военно-технического сотрудничества глубока и местами весьма причудлива. Она началась с передачи во времена СССР индийскому правительству в дар двух самолетов Ил-14С. Позднее мы стали для Дели основным поставщиком практически всех видов ключевых вооружений. В особенности авиационных, зенитно-ракетных и танковых. Об этом интересную и наглядную
книгу-фотоальбом "Рособоронэкспорт" презентовал в январе нынешнего года.
Учитывая давние и принципиальные политические трения с Пакистаном, периодически выливавшиеся в прямую войну, и тот факт, что его союзником выступали США, советско-индийское сближение являлось закономерным. При этом Индия всегда преследовала в первую очередь собственные цели и стремилась к обеспечению максимально возможной независимости в политике: экономической, военной, внешней и внутренней.
Потому перемены во внешних условиях практически немедленно вызвали изменение позиции Нью-Дели. Произошедший за последние полтора десятка лет переход Исламабада в геополитическое пространство Китая, в представлении индийской политической элиты перевел Америку в категорию возможных союзников, способных служить противовесом России и являться удобным инструментом по расширению получаемого профита. Положение еще более усложнилось после начала попыток Европы возродить некую собственную глобальную субъектность.
В результате Индия, на манер красивой девушки на выданье, пытается усилить конкуренцию претендентов между собой. Тем более что уже подошли сроки обновления авиационного парка и системы ПВО страны. Собственных средств получить желаемой у страны однозначно недостаточно, однако обострившееся российско-американское противостояние открывает перед индусами заманчивые перспективы. Как просто ценовые, так и системные. Например, в виде организации за счет поставщика как минимум сборочных авиазаводов, а как максимум - получения доступа к ключевым запирающим или прорывным технологиям, позволяющим совершенствовать собственную инженерную школу. Уж слишком притягателен тут китайский опыт.
По этой причине начиная, минимум с 2010-2014 годов, Нью-Дели с Москвой то сближается, то демонстрирует охлаждение в пользу других "более щедрых предложений". Отчасти это целенаправленная политика правящей верхушки страны. Отчасти - следствие борьбы группировок внутри правящей элиты, по своей сути сильно напоминающих российские. Есть те, кто лучшим вариантом для себя и страны считает западный путь, есть те, кто более оптимальным полагает "дружить домами с русскими", а есть и те, кто "ни нашим, ни вашим" ради торжества национальной уникальности. Все они достаточно богаты и могущественны, что в итоге и порождает сложную политическую линию поведения индийского государства в целом.
Так что когда Нарендра Моди
объявил о желании приобрести у России ЗРК С-400, то фактически сделал лишь первый ход в большой и сложной партии, а вовсе не финализировал ее. Причем игра велась, минимум, на трех досках одновременно.
С одной стороны, Нью-Дели использовал переговоры по контракту для раззадоривания и угрозы Вашингтону перспективой еще более тесного сближения с Москвой. Намекая, что войти в новый военно-политический союз с США, Южной Кореей и Японией, Индия в целом согласна, но "это будет стоить". Индусы желали получить ЗРК "Патриот" вместе с длинным перечнем важных технологий ракетных двигателей, завод электронных систем и статус исключительного международного партнера США в виде своеобразной индульгенции на нарушение условий существующих и перспективных санкций.
С другой стороны, он намекал Москве, что американцы могут потерять привлекательность в случае согласия производителя поставить пять полков С-400 за 4,5 млрд долл вместо 5,5 млрд обозначенных изначально, а также передать технологии трех типов ЗУР комплекса. Кстати, новейших. Временами, как, например, зимой 2017-2018 годов, индусы даже вовсе "уходили" с переговоров, громко публично возмущаясь "совершенно неконструктивной позицией продавца".
Третьей параллельной партией являлся тендер на обновление парка индийских ВВС длящийся, как мексиканский сериал, уже четвертый год подряд и постоянно меняющий цели, условия, требования и состав участников. Там тоже, то лидировал французский "Рафаль", то российские "Су", то все внезапно переигрывалось из-за внезапно всплывавших технических проблем "у русских самолетов", то потом оказывалось, что это были самолеты не русские, а местной индийской сборки.
Так что пока шум вокруг вышедшей в прошлый четверг статьи в ведущем местном издании Times of India насчет окончательном принятии правительством Моди решения все-таки купить С-400 пока несколько преувеличен. Как говорится, пока деньги не пришли на счет, варианты возможны самые различные. Особенно учитывая озвученную цифру в 6 млрд долл за все те же пять полков. Статья это еще не контракт, тем более в Индии.
Особенно учитывая одно забавное совпадение. Это "окончательное решение" Моди "принял" только после получения из Государственного департамента США
официального уведомления насчет введения в действие анонсированного ранее "антииранского пакета санкций", исключения из которых не предусмотрено ни для кого. На протяжении почти шести месяцев буйства эмоций вокруг "иранской ядерной сделки" Нью-Дели рассчитывал получить неприкосновенность. Теперь же половина импорта нефти из Ирана оказывается под ударом.
Совершенно очевидно, в рамках индийской политической традиции это, безусловно, требовало некоей ответной реакции. Подобная статья в общую стратегию "девушки на выданье" укладывается практически без натягов и зазоров. Моди пытается "дать понять Трампу" в расчете на то, что потребность Америки в Индии для противовеса Китаю в Азии окажется выше и за оставшиеся восемь недель до даты начала действия американских санкций Белый дом "одумается".
Потому ожидать сейчас сразу перехода от статьи к фактическому подписанию контракта на поставку оборудования не приходится. Вероятнее всего, президент Индии теперь возьмет паузу до окончательного прояснения реакции "контрагентов" за Океаном. Причем тянуться она может долго. Вероятно, до окончания выборов в Сенат США, где станет ясна перспектива самого Трампа и внешнеполитической линии Америки в целом. Если он там проиграет, то появятся новые варианты еще построить глазки, поторговаться, послушать предложения и понамекать на подарки. В конце концов, угроза серьезной войны, требующей немедленного и скорейшего максимального вооружения перед Индией не стоит. Если Трамп выиграет и персональный пропуск мимо санкций не предоставит, тогда пауза потеряет практический смысл, и индусы С-400 действительно купят.
Но в любом случае ясность раньше будущего года не наступит. Сейчас Моди просто сделал очередной ход. Примерно как в игре по почтовой переписке, только через газету.
Специально для
ИА REX