Как выяснилось, в истории участвовал и крупнейший коммерческий банк Дании.
Интересной характерной особенностью западной культуры является искреннее удивление. Что в Уотергейтском скандале, что в деле Иран-Контрас, что потом в истории с ливийскими деньгами во французских выборах президента, что во всех других случаях, коих неимоверное количество. Западное общество повсеместно реагировало с непосредственностью выпускницы закрытой аристократической школы для девочек на якобы впервые услышанное нецензурное слово от кучера (о том, что Содом и Гоморра отдыхают по сравнению с современными западными закрытыми школами для детей элиты - тема отдельного материала). Как так? Неужели!
Еще более забавным выглядит стремление показать себя "святее Папы Римского" у неофитов, "к семье просвещенных цивилизованных народов" только-только присоединившихся. Вдвойне смешно, когда на самом деле такая тяга к святости инспирирована исключительно внешне.
Несмотря на существенный размер наследства, доставшегося Прибалтике после распада СССР, ее наиболее популярной мечтой было превратиться в новую Швейцарию. Невозможность тягаться с Германией, тем более с США по объемам промышленной мощи местные элиты поняли сразу. Да и психологически швейцарская тишина, спокойствие и размеренность жизни в целом прибалтов привлекали куда сильнее нью-йоркского или вашингтонского активного бурления.
Мечта казалась очень даже достижимой. Всего что требовалось это учредить банки. Чтобы в лучших швейцарских традициях спокойно зарабатывать на обслуживании чужих денежных потоков. Тем более что таковые к тому времени уже имелись. Они широкой рекой текли из России. Всякие, от обычных внешнеэкономических (где заключить контракт со счетом в иностранном банке было куда проще, чем с обычным российским счетом) до всяких мутных и откровенно криминальных, с целью вывода из-под юрисдикции наших "контролирующих и надзирающих органов".
Прибалтика в этом смысле оказывалась чрезвычайно удобным вариантом. И по расстоянию недалеко. И по менталитету "рядом". И интересы сторон "не задавать слишком много лишних вопросов" совпадали. Точного размера прошедшей через Прибалтику суммы российских денег сегодня назвать уже не может никто, однако даже местные официальные регуляторы
признают, что, скажем, в одной только Латвии, из 22 работающих там коммерческих банков 16 специализируются на обслуживании нерезидентов. Даже сегодня после начала волны разного рода "антиотмывочных расследований", начатой после ужесточения американских антироссийских санкций на международном рынке банковских операций, 39% совокупного размера депозитов в Латвии принадлежат нерезидентам. До начала шумихи их доля превышала 57%.
А самое смешное, что "честные и солидные" прибалтийские банки оказались засвечены практически во всех крупных "российских скандалах". В деле Магнитского. В деле "пропавшего миллиарда долларов из Молдавии". Даже в деле "северокорейских ракет" и вообще торговли оружием с КНДР. Впрочем, надо сказать, подобные услуги "вторая Швейцария" оказывала не только нечистым на руку российским бизнесменам - замешанными в этом оказались не одни лишь "слишком жадные латышские банкиры", но и западные.
Столкнувшись с американскими обвинениями, сильно активизировалось финансовая разведка полиции Эстонии. С одной стороны, чтобы доказать хозяину лояльность, с другой - чтобы найти пресловутые тайные иностранные деньги Путина. Сейчас сложно сказать, какой из мотивов играл более важную роль. Однако
результат получился неожиданным.
Внезапно выяснилось, что эстонские банки, по сути, ничем не отличаются от латышских и литовских. С 2011 по 2016 год включительно через них оказалось отмыто свыше 13 млрд. долл., значительная часть которых имеет российское происхождение. Мало того, по ходу дела выяснилось, что изрядная доля тех 34 млрд. британских фунтов стерлингов, что "россияне" (по паспорту) хранят в тихих гаванях под британской юрисдикцией, пришла туда также через банки Эстонии.
Искомых "денег Путина" найти не удалось, зато по ходу нашлось море всего неожиданного и весьма неприятного. Как
один из примеров - нашлись 3,9 млрд. долл. выведенных по "молдавской схеме" из Азербайджана. Так что когда прибалты в доказательство экономической правильности выбранного ими пути отделения от СССР приводят размер своего ВВП и цифру его отношения на душу населения, следует помнить, что минимум четверть упоминаемых денег откровенно краденая.
Но сейчас эта история приобрела вовсе уж забавный оборот. Эстонскую инициативу "расследования каналов отмывки российских денег" подхватило серьезное британское деловое издание Financial Times. Его журналисты
выяснили, что эстонский филиал крупнейшего датского коммерческого банка Danske Bank только за один 2013 год отмыл 30 млрд. долларов из России. Впрочем, на сей счет британцы выражаются не слишком четко. Их расследование охватывало период с 2007 по 2015 годы, и авторы статьи весьма вольно оперируют временными определениями, потому возникают основания полагать, что упомянутая цифра это не за один год, это размер совокупно набежавшей суммы к 2013 году, что, впрочем, суть дела меняет незначительно.
Вот так внезапно и вышло, что хотели эстонские власти как лучше, а получилось как всегда. И мундир своих банкиров от подозрительных пятен не отмыли, и честное имя главного столпа банковского сектора Дании заляпали. Прошу заметить, и не только Дании, так как Danske Bank является
крупнейшим частным финансовым институтом Северной Европы. Его филиальная сеть охватывает пятнадцать стран мира, в том числе Германию, Британию, Россию и США. На 2015 год его активы оценивались в 561 млрд. долл.
Если это не выстрел себе в ногу, то я даже не знаю, как такой результат еще можно назвать.
Специально для
ИА REX