Такие вот дебаты есть прямое следствие откровенной путаницы в понятиях.
Россия не собирается строить для своего военно-морского флота вертолетоносцы. Об этом глава Минпромторга Денис Мантуров заявил в интервью агентству «Интерфакс».
«Вопросы, связанные со строительством авианосца для ВМФ России, в настоящее время находятся в стадии обсуждения, а по вопросу строительства вертолетоносца могу точно сказать, что вертолетоносцев в чистом понимании этого слова строить не будут», - сказал глава ведомства.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/08/2018/5b7a455b9a7947c4bbbed1f6?fromtg=1 Вертолетоносец, вообще как класс кораблей, возник из эволюции легких эскортных авианосцев после их скрещивания с прогрессом вертолетов. Задачей получившихся вертолетоносцев стало обеспечение противолодочной обороны водного района или охраняемого корабельного соединения / конвоя. Однако развитие техники, позволившие базировать вертолеты на любом корабле включая фрегаты, сделало специализированные вертолетоносцы ненужными. Более того, повысило оборонительную устойчивость соединения. Потеря одного фрегата означает утрату лишь пары вертолетов, тогда как потеря вертолетоносца оставляет соединение без противолодочного прикрытия полностью.
Таким образом классический вертолетоносец утратил надобность не только для российского флота, но и как класс боевых кораблей в целом. Причем случилось это еще в начале 80х годов прошлого века.
Сами вертолетоносцы впоследствии тоже эволюционировали из противолодочных, в класс десантных судов. Вертолеты позволяют высаживать десант не только сразу в глубине суше, но и делать это в местах, где специфика берега делает его для водоизмещающих средств вообще недоступной. Кому интересно, спросите у гугла, что такое "белые скалы Дувра" и посмотрите фото. И подумайте, как на этот берег высаживаться с катера.
Со временем, а также под влиянием пупырчатой жабы, военные утратили финансовую возможность содержать много узкоспециализированных судов десанта. Это привело к их скрещиванию с получением сначала десантного вертолетоносца, а потом и универсального десантного корабля. Одновременно способного высаживать десант как на плавсредствах, так и вертолетами. Наличие этих вертолетов и приводит не владеющую спецификой публику к именованию кораблей по-старому, просто вертолетоносцами. Кои уже давно не существуют в природе.
УДК это продукт чисто западной технологии организации морских десантных операций, а точнее, - дальнейшее развитие "стратегии канонерок". Фактически это мобильная платформа долговременного базирования экспедиционных сил десанта в любой точке планеты. Удобная тем, что десант на ее борту может буквально жить, без утраты боеспособности, неограниченно долго. В отличие от наших БДК или западных десантных транспортов. Однако платой за это является ограниченность "гарнизона". На УДК может базироваться от силы десантный батальон. Опираясь на него проводить точечные рейдовые операции против "папуасов" можно, тогда как организовать десант против сколько-нибудь серьезного противника - слишком мало. Все равно что тушить горящий дом единственной кружкой воды.
Отсюда вытекает очевидность ответа на вопрос надобности УДК для российского флота. Мы войн с "папуасами" не ведем и вести не планируем. Вообще никогда. Как нет в нашей военной доктрине даже концептуальных планов, требующих проведения морских десантных операций малыми силами "на другом конце планеты". Наша технология проведения морских десантных операций требует кораблей совершенно другого типа - БДК (больших десантных кораблей). По своим характеристикам УДК их заменить решительно не в состоянии.
Из чего прямо следует, то корабли, кроме всего прочего на борту вертолеты несущие, нам нужны и строиться будут, но вот именно специализированные узко заточенные вертолетоносцы для нас являются пустой и бесполезной тратой денег. Потому строить их для российского флота совершенно не нужно.