Счастливая старость: Китай предложил профессуре уехать от реформ Силуанова-Медведева

Jul 16, 2018 17:29





От импорта ресурсов Пекин переходит к активному импорту толковых мозгов.

В значительной степени происходящее сейчас  в Китае, по сути, является аналогом если не революции в России, то мало  чем от нее отличавшихся петровских реформ точно. Сегодня страна  занимает 50% в мировом объеме промышленного производства. Двенадцать лет  назад ей принадлежала только четверть, а в середине 90-х она занимала  менее 5%.  Вдуматься только! Пока либералы дискутируют о путях развития  российской экономики и устраивают на ней опыты, за двадцать лет Китай  прошел огромный путь, на порядок нарастив свое присутствие в мировой  экономике.

Особенно ярко, прежде всего, деловая  пресса, освещает выдающиеся успехи Пекина в наукоемких и  высокотехнологичных отраслях, таких как связь, электроника, цифровая  техника, программирование. Китайские инженеры начали проектирование  собственного истребителя пятого поколения, хотя еще в середине нулевых у  них с трудом получалось копировать иностранные машины третьего.

Схожесть происходящего в Поднебесной с  Россией эпохи Петра Первого напрашивается еще и тем, как она решает  кадровый вопрос. В конце конов, увеличение  объемов производства в первом полугодии текущего года на 6% означает  точно такой же рост в масштабах использования квалифицированной рабочей  силы. Если с самим трудоспособным населением в КНР проблем нет, то с его  квалификацией страна испытывает острейшие трудности.



В свое время царь Петр эту задачу решал  путем приглашения в страну иностранных специалистов. Как их бы называли  сегодня - топ-менеджеров, то есть специалистов по организации  производственных процессов. Самых разных областей, от промышленности до  науки и военного дела. И своих тоже учил, но преимущественно методом  отправки в ведущие учебные заведения за рубежом.

Если посмотреть на современный Китай, то  легко увидеть, что идет он точно тем же путем. С 2000-го года количество  китайских студентов, получающих образование за границей, выросло в  двенадцать раз. Только в США и только на бакалавров в 2013-2014 годах учились  110 тыс. граждан КНР, тогда как в 2004 году их было всего 639. Впрочем,  не менее популярным направлением иностранной учебы являются Австралия и  Европа.

Но, похоже, эти возможности сейчас тоже становятся слишком тесны для растущей экономики  Красного дракона. За четверть века китайцы научились выращивать своих  качественных топ-менеджеров. Другой вопрос, что бурное расширение  промышленной базы (в 13 раз за 26 лет) уперлось в острый дефицит  квалифицированного персонала среднего уровня, или грубо говоря, в  проблему недостаточности уровня общего образования населения страны.  Нет, со средней школой в Китае все хорошо, а вот дальше, на уровне  профессионально-технических училищ и техникумов проблема обозначилась  особенно остро.

Построить десяток тысяч новых ПТУ для  страны, с чистого листа в год возводящей по паре новых  городов-миллионников, непреодолимой сложностью не является. Другое дело -  негде взять квалифицированных опытных преподавателей. Судя по  предпринимаемы мерам, Китай их тоже решил импортировать.

Это ни разу не шутка. Одним из признаков этого стало расширение списка признаков, дающих основание на получение специальной "визы для талантов"  - China Talent Visa (R). Изначально ее получали только  высококвалифицированные иностранные специалисты высшего уровня,  обладающие опытом работы на руководящих должностях в международных  корпорациях, а также отдельные специалисты экстракласса по особо  интересующим Китай областям. Сегодня в список таких областей включены  даже школьные преподаватели.

Что, в общем, не удивительно. По планам  XIII китайской пятилетки к 2020 году из деревень в города предполагается  переселить порядка 400 млн. человек. Темпы решения этой задачи  значительно обгоняют возможности страны по наращиванию необходимого  количества квалифицированные учителей для профессионально-технической  подготовки.

Причем речь идет уже не только об  инициативе центральных властей, активное участие в создании таких  программ принимают руководство регионов. В частности, губернатор  провинции Хайнань, той самой, которая остров и которая является  популярным морским курортом, в интервью ТАСС рассказал об обширных планах  по приглашению для работы в местные учебные заведения вышедших на  пенсию преподавателей российских ВУЗов. По мнению Шэнь Сяомина,  российская система образования по-прежнему остается одной из лучших в  мире, и ее проецирование на Китай чрезвычайно полезно для страны.

Выводов из этого напрашивается несколько.  Первый и самый главный: эксперименты с натягиванием Болонской системы на  Россию следовало бы прекратить. Как показывает практика, эта  образовательная система никаких очевидных преимуществ перед  отечественной не дает, и даже ради унификации с Западом это также теряет  смысл. Во-вторых, китайскую инициативу имеет смысл поддержать. В том  числе для перенятия китайского опыта организации механизма взаимосвязи  образовательной системы с реальной экономикой. Не секрет, что российский  вариант сегодня готовит, прежде всего, только "людей с дипломами",  квалификация которых потребностям национальной экономики не  соответствует. Юристов и дизайнеров - подавляющий переизбыток, в то  время как грамотных технических спецов уже дефицит.

Ну и самое главное. Сказки про  постиндустриальную экономику следует забыть. Рост могущества Китая  сейчас происходит по точно такой же технологии, что у Петра Первого в  XVII веке или у Сталина в начале ХХ - через формирование промышленного  фундамента. С той лишь разницей, что те оба оперировали лишь в пределах  национальных границ, а Китай сегодня претендуют на статус кузницы всего  мира. России следует приложить все силы для движения по тому же пути.  Пример Китая показывает, что это, хоть и трудно, но возможно.

Специально для ИА REX

Китай, экономика, комментарий

Previous post Next post
Up