При всей своей внешней странности это сравнение на самом деле весьма серьезно. В США есть старый спящий супервулкан под названием Йелоустоун что с английского переводится как Желтый камень. Специалисты по землетрясениям за ним приглядывают в последнее время с тревогой. Потому что даже если не случится полномасштабного извержения, а фиксируемый аппаратурой рост его активности даст лишь сильный, но по сравнению с максимумом, далеко не предельный сброс, североамериканскую плиту неизбежно тряхнет достаточно сильно чтобы инициировать ряд других накопившихся напряжений.
Например, активизировать разлом Сан-Андреас и обрушить в море всю Калифорнию, а также почти всю береговую линию тихоокеанского побережья США. О масштабе жертв и разрушений можно судить по тому, что мегаполис Лос-Анжелес окажется разрушен полностью. Весь. И не только он. По расчетам специалистов выходит что возникшее цунами достанет почти на триста километров вглубь суши.
При чем тут турецкая военная операция "Оливковая ветвь", которую армия этой страны и подконтрольные Анкаре местные прокси проводят в районе Африн на севере Сирии? Связь самая непосредственная. В случае ее успеха возникнет публичный прецедент, не только укрепляющий позиции Израиля в вопросе дальнейшей судьбы оккупированных Голан, но и почти неизбежно ведущий к расконсервации ряда замороженных конфликтов, расположенных в зоне ответственности ОДКБ.
Проблема в следующем. До сего дня оккупировать чужое официально считалось неуместным. В последние три года (и в особенности в прошлом году) усилилось международное давление на Израиль, фактически сделавший именно то, что сейчас в Сирии реализует Турция. По итогам "Шестидневной войны" в июне 1967 года израильская армия "сформировала зону безопасности" заняв две трети Голанских высот, официально являвшихся территорией суверенного сирийского государства. Совбез ООН аннексию законной не признал.
Однако Тель-Авив позицию ООН проигнорировал именно на том основании, что как раз об аннексии речи не идет. Просто там располагались тыловые районы снабжения ряда шиитских группировок, в Израиле отнесенных в категорию террористических. В частности военизированной ливанской организации Хзболла (араб. "Партия Аллаха"), которая мало того что воевала (и воюет) против Израиля сама, так она еще тесно связана (деньги, оружие, инструкторы, по ряду источников - разведывательная информация) с давним и самым непримиримым противником Израиля - Ираном.
Хотя Тель-Авиву удавалось на протяжении полувека спускать дело на тормозах, в последнее время его позиция начала расшатываться. Пусть и медленно, но дело пошло в сторону постановки вопроса ребром: или Израиль полностью уходит с Голан, или он рискует оказаться под международными санкциями как Иран. Возможности США по международному прикрытию оккупанта резко уменьшаются.
И вот тут вдруг Эрдоган публично начал совершенно идентичную операцию в Сирии. Причем, если в 1967 году действия Тель-Авива действительно носили оборонительный характер против готовившей вторжение сирийско-иорданско-египетской коалиции, то ни о какой военной угрозе Турции со стороны Сирии речи не идет даже близко. Анкара решает свою собственную геополитическую задачу воспользовавшись удобным моментом.
Причем, кроме взятия райцентра приграничного района, на
выступлении перед своими сторонниками в провинции Коджаэли Эрдоган уже анонсировал планы по последующему штурму Идлиба, одного из ключевых городов Сирии. И никто не сказал ему ничего против. Разве что Башар Асад возмутился, но не особенно активно. Потому что наличие непубличного согласия на операцию со стороны Москвы, Тегерана и Дамаска уже ни для кого не является секретом. Как и то, что Россия предлагала курдам согласиться на возврат "под руку Сирии" в обмен на защиту от турков, но получила отказ.
Не возражают против турецких действий и в Вашингтоне. Разве что просят "по возможности не долго". Впрочем, американцев понять можно. В противном случае слишком велик риск толкнуть турок на выход из НАТО, что реально грозит крушением очень важного для США военно-политического блока, контролирующего Европу. Совет безопасности ООН тоже молчит. А боевые действия массово транслируются по телеканалам и в интернете.
Важно отметить, что дело тут не в том, кто там прав, курды или турки. Ближний Восток всегда являлся регионом с весьма запутанными и крайне неоднозначными проблемами. К тому же курды в происходящем действительно очень сильно виноваты сами. Важнее другое. Целый ряд стран крайне внимательно следит за происходящим, тщательно анализируя все составляющие процесса. В том числе главный момент - как именно должен формироваться расклад, чтобы подобное было возможно повторить у себя.
Наиболее наглядно это подтвердило заявление руководителя пресс-службы МИД Азербайджана Хикмета Гаджиева, который от лица страны публично поддержал действия Турции в операции "Оливковая ветвь", как необходимой и вынужденной меры по снижению террористической угрозы. Если вспомнить, что в бакинской прессе стало нарастать количество публикаций, касающихся проблеме Нагорного Карабаха, то смысл заявления Гаджиева становится предельно прозрачным.
Авторы не стесняясь говорят, что «в определенном смысле турецкий опыт решения нелегкой задачи пригодится и Баку в его контртеррористической войне», а также «наступает черед для долгожданного начала контртеррористической операции на временно захваченных азербайджанских территориях». А генерал-лейтенант Яшар Айдамиров вообще выразился предельно прямо: «бои в Карабахе могут начаться в любой момент: война будет быстротечной, с точными и мощными ударами» и что «Азербайджану нужно учесть опыт Турции в плане операций в Карабахе».
Да, это генерал не действующий, а отставной, однако говорит он именно то, о чем думают, но не могут публично сказать официальные лица. Военное решение "карабахской проблемы" по мнению военно-политического руководства Азербайджана есть, требуется лишь тщательно воссоздать те же геополитические и медийные условия, как сейчас у Турции. «Нужно создать ситуацию, как это сделала Анкара, заручившись негласной поддержкой Москвы в проведении операции в северной Сирии».
А ведь это уже не какая то там далекая Сирия, это совсем близкое к нам Закавказье и непосредственная зона российских геополитических и экономических интересов. В том числе глобальных, вроде проекта канала "Север - Юг". А также зона ответственности ОДКБ, что еще больше осложняет проблему. Так что не стоит считать "Оливковую ветвь" просто такой публичной поркой для вразумления ставших слишком много о себе думать курдов". В действительности это очень важный и даже рискованный этап общей геополитической шахматной партии, в которой последствия ошибки окажутся весьма дорогими и для нас.
Остается надеяться лишь на то, что Москва располагает козырями, достаточными для удержания турецкой военной операции строго в первоначально заявленных Анкарой рамках: только уничтожение баз курдских военизированных формирований, только в пределах Африна, с обязательным последующим выводом турецких войск и передачей территории под управление правительства САА.
Специально для
ИА REX