По итогам Вторых международных Ялтинских чтений подготовили документ. Планируем передать его для ознакомления в Администрацию Президента РФ и в Еврокомиссию. Будем работать дальше в этом направлении.
Принципы согласованной европейско-российско-украинской политики/"Ялтинский меморандум": ЕС/Россия/Украина: перспективное партнерство на фоне глобального кризиса
Под эгидой Международного института мирового развития (Москва) и Международного центра передовых исследований и сравнительного анализа ЕС-Россия/ СНГ (ICEUR-VIENNA) мы, представители экспертного сообщества из ЕС, Украины и России, озабоченные состоянием отношений в треугольнике Россия-Украина-ЕС, выступаем с предложением поиска новых подходов и возможностей их улучшения. В частности, мы предлагаем создать трехсторонний совет ЕС-Украина-Россия под эгидой программы ЕС «Восточное партнерство».
(слева-направо) Директор Института Экономики РАН Руслан Гринберг, старший научный сотрудник Института США и Канады Александр Дейкин, вице-президент Международного центра современных сравнительных исследований ЕС/Россия Ханс-Георг Хайнрих, научный директор Международного центра современных сравнительных исследований ЕС/Россия Людмила Лобова
В настоящем документе анализируются возможные способы и пути активизации взаимодействия между Россией, Украиной и ЕС в ходе нынешнего глобального финансово-экономического кризиса и после него.
1) Анализ текущей ситуации:
На сегодняшний день можно констатировать, что, несмотря на дипломатичные формулировки, развитие отношений между ЕС, Украиной и Россией после многообещающего начала на рубеже веков зашло в тупик. Список незавершенных дел и озабоченностей перевешивает достижения, что является следствием различий во взглядах и несовпадений интересов. Недостаточно скоординированная внешняя политика ЕС еще больше усложняет ситуацию.
Европейская интеграция находится перед лицом серьезных дилемм и вызовов. После недавнего расширения ЕС за счет бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, а также вследствие тупика, возникшего после провала проекта конституции ЕС на референдуме во Франции и Голландии в 2005 году, ЕС слишком занят внутренними дебатами. Осуществление политики соседства также осложнено разочарованием в результатах социально-экономического и политического развития на Украине, кризисом в отношениях ЕС с Беларусью и - последнее, но не менее важное - ухудшением отношений России и ЕС.
Старший научный сотрудник Центра исследований европейской политики (Брюссель) Майкл Эмерсон
Институциональная база для хозяйственного взаимодействия на европейском пространстве явно отстает от требовании реальности, бросая вызов не только будущему европейской интеграции, но и конкурентоспособности ЕС в глобальной экономике. Положение усугубляется внутренними спорами в ЕС и активизацией действий России, связанных с ее растущей экономической мощью и попытками восстановить влияние на постсоветском пространстве, где Россия рассматривает инициативы ЕС как нежелательное вмешательство в ее традиционные сферы влияния. Это, в свою очередь, воспринимается с подозрением рядом новых государств-членов ЕС (особенно Польшей и Прибалтийскими государствами), где недоверие к России является особенно сильным.
Текущий глобальный кризис демонстрирует потребность в более конкретных шагах в русле принципов, одобренных «Группой 20», и в более внимательном и уважительном отношении к предпочтениям и интересам другой стороны. В условиях общих глобальных угроз не время идеологических боев с тенью прошлого, непродуктивной увязки одних стратегических вопросов с другими (что зачастую блокирует принятие решений в целом) и различного рода политических ухищрений.
Вместо неконструктивного подхода "игры с нулевой суммой", который часто превалирует в переговорах ЕС и России, необходимо двигаться путем взаимных уступок и компромиссов в расчете на выигрыш для всех. Конкретные проблемные вопросы необходимо выносить за рамки масштабных пакетных соглашений. В первую очередь, такой подход мог бы быть эффективен в области энергетики и безопасности. В общем и целом, для создания механизмов выстраивания доверия от ЕС и России требуется больше совместных шагов во всех направлениях.
(слева-направо) Член-корр. НАН Украины, главный научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины Владимир Сиденко, бывший премьер-министр Словакии, бывший министр юстиции (политик, ученый, адвокат) Ян Чарногурский
2) Необходимые действия
2.1.Экономическое сотрудничество
России предстоит модернизировать свою экономику и особенно газовую и нефтяную отрасль, а также энерготранспортную сеть. Европейские страны могут предложить ноу-хау в таких областях, как шельфовое бурение и строительство трубопроводов. Сходные проблемы стоят и перед Украиной - главным транзитером российских энергоресурсов в Европу.
В краткосрочной и долгосрочной перспективе важно будет вырваться из тупика и изменить формат переговоров ЕС и России для заключения новой Энергетической хартии. Точнее говоря, газовые проблемы могут быть выделены из общего энергетического пакета и обсуждаться отдельно, в том числе с участием представителей Украины. Одновременно частью этого газового пакета должно стать восстановление транзитных трубопроводов в тесной увязке с проектами создания альтернативных путей транспортировки. Для решения этой задачи может быть создан трехсторонний Консорциум (Россия-Украина-ЕС).
(слева-направо) Директор ЦЭМИ РАН Валерий Макаров, академик-секретарь Отделения экономики НАН Украины Валерий Геец
Глобальный кризис высветил и проблему того, что риски, связанные с тотальной либерализацией рынков, слишком велики. И наряду с финансовыми рынкам это особенно справедливо для энергетических рынков, на которых пришел конец «бумажной нефти». Что касается газового рынка, то в этой сфере риски еще выше из-за необходимости долгосрочных инвестиций. Правда, верно и то, что здесь интересы потребителей и поставщиков в заключении долгосрочных контрактов совпадают. В связи с попытками ограничить выбросы парниковых газов взаимная зависимость России, Украины и ЕС будет также расти.
Более тесная экономическая интеграция между расширенным ЕС, Украиной, Россией и другими государствами - членами СНГ делает особенно актуальным вопрос о политической воле к реальному взаимодействию всех вовлеченных в процесс сторон, а также о дальнейшей либерализации торговли и продвижении сотрудничества в различных областях, таких, как промышленность, транспортная инфраструктура и научные исследования. Лидером в этом процессе должен выступать ЕС как более опытная сторона. И в среднесрочной перспективе перед нами должна стоять именно такая цель -создание общего экономического пространства, а не создание двух конкурирующих и взаимоисключающих экономических и/или таможенных союзов.
(слева-направо) Первый зам. директора ИЭ РАН Александр Рубинштейн, директор ИМЭМО РАН Александр Дынкин
В России ощутимо растёт потребность в модернизации многих отраслей хозяйства, в новейшем оборудовании, в повышении квалификации рабочих и инженерных кадров. Обширны инвестиционные рынки и в бывших советских республиках. При должной организации и координации усилий в рамках общего евро-азиатского пространства страны ЕС могли бы удовлетворять целый ряд соответствующих потребностей такого рода, и это дало бы существенный рост промышленного спроса в странах Евросоюза, помогая им преодолеть кризисный спад в производстве и в то же время содействуя структурной перестройке экономик России, Украины и других стран СНГ.
Россия хорошо и издавна известна своим обширным потенциалом научных идей и кадров. Большие резервы кроются и в научном потенциале украинских ученых. Объединенные с техническими возможностями Евросоюза, они способны обеспечить мощный подъём конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на общем пространстве ЕС - СНГ и в то же время стать амортизатором мировых экономических кризисов в будущем. Исходя из изложенного, было бы весьма желательно разработать и принять совместную трехстороннюю программу «Партнерство для модернизации».
Директор исследовательского центра TIGER Гжегош Колодко
Проблема изменения климата открывает возможность для передачи европейского ноу-хау (передовые технологии сжигания мусора и утилизации отходов) большим евразийским странам, активно загрязняющим окружающую среду (России, Украине, Казахстану). Глобальным лидером в этом процессе мог бы стать четырехсторонний проект Climate Change Compact.
Превращение постсоветского пространства в зону конфликтов контрпродуктивно и опасно и для России, и для ЕС, и для остальных государств этого региона. Россия, Украина и ЕС должны разработать скоординированную политику соседства и партнерства, признающую бесперспективность "конкуренции интеграции" в отношении к странам СНГ, где Россия пытается активно привлечь к себе своих крупнейших партнеров по соглашению о ЕЭП "четырех" (Беларусь, Казахстан, Россия и Украина), а ЕС (даже в рамках Восточного партнерства) не предлагает при этом указанным странам никаких внятных перспектив более глубокого включения в базовые институты ЕС. Практическая реализация Соглашения о создании Единого экономического пространства должно стать стратегическим жизненно важным проектом не только для его непосредственных участников, но и для ЕС и неучаствующих государств СНГ. Эти (и многие другие) вопросы должны решаться в рамках нового режима договоренностей между Россией, Украиной и ЕС относительно формирования общего экономического пространства, объединяющего в себе все существующие на сегодняшний день региональные инициативы.
(слева-направо) Директор Института Европы Николай Шмелев, президент НИС Александр Лебедев, Руслан Гринберг
2.2. Внешняя безопасность: В данный момент спорные вопросы (грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, Косово, размещение средств ПРО в Польше и Чешской Республике) являются слишком сложными для их быстрого успешного разрешения. Эксперты из России и стран-членов ЕС вместе с тем погагают, ято в качестве первого шага необходимо рассмотреть такие меры по созданию взаимного доверия, как совместные миротворческие операции в третьих странах.
В качестве примера вожможного решения проблем со сложной взаимозависимостью экономики, безопасности и других направлений можно упомянуть совместные усилия, направленные на разрешения кризисной ситуации с водными ресурсами и гидроэлектроэнергией в Средней Азии, что привело бы к снижению конфликтого потенциала в этом регионе. Объединение в рамках этих проектов российского ноу-хау и финансирования через ЕС/Всемирный банк могло бы укрепить взаимное доверие сторон.
Экономист Венского института международных экономических исследований Питер Хавлик
В движении России и ЕС навстречу друг другу особая роль по праву принадлежит Украине. Она должна быть не яблоком раздора, а местом встречи, поисков взаимопонимания, отработки моделей сотрудничества. Базовые принципы внешней политики Украины, сформулированные в процессе становления украинской государственности, - внеблоковый статус, равноправное сотрудничество со всеми государствами, европейская перспектива, - заложили надёжную основу для успешного осуществления этой исторической миссии. В этом благородном деле Украина вправе рассчитывать на понимание и поддержку и на западе, и на востоке европейского континента. В частности, в этом русле Украине могли бы быть безотлагательно предоставлены дополнительные многосторонние, перекрестные гарантии её безопасности, впервые зафиксированные при отказе Украны от статуса ядерной державы.
В качестве серьезной меры по укреплению взаимного доверия можно было бы рассматривать включение России в Восточное партнерство ЕС, которое без активного участия России вряд ли сможет достичь успеха и породит лишь новые линии раздела внутри европейского континента.
(слева-направо) Заместитель генерального директора Центра международных и сравнительных исследований Олег Грицаенко, Президент Евро-Атлантической ассоциации Анатолий Адамишин
2.3. Внутренняя безопасность: Рекомендуется пошаговый подход с постепенным расширением категорий граждан, получающих безвизовый въезд в страны ЕС, а также, как показывает опыт Украины, более полное соблюдение принципа взаимности в вопросах режима пересечения границ.
Необходимо в качестве цели поставить вопрос о едином гражданском пространстве, в частности о смягчении визового режима для представителей гражданского общества.
Лидер "Фронта перемен" (бывший спикер Верховной Рады) Арсений Яценюк
2.5. Культура: Россия, как и Украина, является частью европейского культурного наследия. Вместе с тем культурно обусловленные преференции и приоритеты затрудняют взаимопонимание. Обоюдное приятие и признание культурного, экономического и политического многообразия является единственным способом улучшить общую коммуникативную среду. Общекультурное пространство не должно сводиться только лишь к обмену произведениями искусства, но должно подчеркивать всю важность многообразия как истинной и фундаментальной европейской идеи.
(слева-направо) Руслан Гринберг, советник по экономическим вопросам Еврокомиссии Андреа Могни, Ханс-Георг Хайнрих
Можно стараться пережить нынешний глобальный финансово-экономический кризис самостоятельно, но это обойдется любой стране слишком дорого: действуя вместе, можно выйти из него со значительно меньшими потерями и с более обещающими перспективами.