ПРО ЛЮБОВЬ К ВРАГУ

Nov 08, 2023 19:22

Захватывающая книга на тему, за которую возьмется не каждый

Тот факт, что женщины на оккупированных территориях вступают в сексуальные отношения (вольные или невольные) с оккупантами, является точно такой же вечной обыденностью войны, как и массовая гибель людей, разрушения, голод, наступления-отступления и проч. - иного не бывает. Не вызывает удивления и то, что это всегда подвергалось осуждению соотечественников и репрессиям со стороны власти, в том случае, по крайней мере, если это можно было бы определить глаголом “путалась” (насилие мы не берем). Во Франции эпохи 2-й мировой это называлось “горизонтальный коллаборационализм”, и женщины, в нем замеченные, тоже преследовались после войны. А именно в эту категорию попадает рассказанная в повести история молодой крестьянки Матрены. И хотя попадает лишь по формальным признакам, поскольку содержит еще и так называемую “любофф”, которая конечно же, “меняет дело”, но не для “товарища майора”, добавим мы в скобочках, разве что для будущего читателя…

И чем сильнее и беспощаднее был враг, тем большему осуждению и травле подвергались эти женщины, “горизонтальные коллаборационистки”, на которых как бы переносилась отчасти ненависть к врагу, но враг был далеко или уже даже разбит, а “подстилки” вот они рядом… В целом - это неудивительно и, несомненно, в этом есть своя логика и даже справедливость: неча путаться с врагом, пока мужчины умирают… Именно поэтому советская подцензурная литература либо избегала этой темы, либо подавала ее в духе беспощадной назидательности и осуждения. Вспоминается, правда, что в ранней прозе Астафьева эта тема подана с сочувствием к несчастной женщине, для которой это был, зачастую, единственный выход, чтобы выжить, но это, пожалуй, исключение (или я не знаю)…

Прочитав в аннотации, о чем идет речь в книге (а так же про “ещё один приговор советской системе”), я почему-то опасался такой обратной односторонности, определенной идеологической программы - слащаво-романтической истории о возвышенной любви эсэсовца Тристана и доярки Изольды, которой коварно мешали злые партизаны, бездушные односельчане и кровавая гэбня… Но оказалось, ничего подобного, почти сразу втянулся в увлекательное, драматичное и многоплановое повествование…

Довольно энергичное вступление-экспозиция - жизнь Матрены в деревне до замужества, замужество, дети и приход немцев. Оценил многочисленные реалии довоенной деревенской жизни, удивлялся, где их могла нарыть и как воспроизвести городская (как я знал) женщина?

К достоинствам можно отнести убедительную завязку истории - знакомство, развитие отношений, несколько удачных боковых сюжетных линий с соседями - подругой Настеной, бабкой знахаркой, все дети Матрены индивидуализированы, запоминаются, что явл признаком хорошей прозы. Замечательный председатель колхоза и, наконец, сам возлюбленный Матрены - немецкий штабной офицер Ханс. То есть целый ряд полнокровных образов. Да и отношения, казалось бы, невозможные между образованным немецким офицером и простой деревенской девушкой, убедительно объясняются тем, что мать девушки была учительницей (то есть это семья деревенской интеллигенции), да и сама она училась, да пришлось бросить, то есть была отнюдь не простушкой… Внятные убедительные мотивации не оставляют читателя в недоумении, а влекут его идти дальше по тексту, ждать продолжения истории… Все это делает чтение желанным, захватывающим процессом…

Это ли не качество для хорошей книги?!

И еще к достоинствам: никаких тебе однозначных моральных оценок все относятся к героям по разному - со страхом, осуждением, пониманием, жалостью, помогают, предают, причем отношение людей зачастую меняется на противоположное - все очень реалистично-впечатляюще. Иногда очень удачно, если не сказать мастерски, автор сталкивает “правду партизан” с правдой любящей женщины, у которой вызывает мимолетное сочувствие гибель от действий партизан друзей Ханса, которых он знала. И моральный надрыв на этой почве, поскольку немцы рассчитались за эту гибель смертями мирных граждан, все очень убедительно, не вырублено топором…

И дальше тоже - никакой однозначности и никакого нагнетания чернухи и ужасов, то есть при всей драматичности и даже трагичности истории, это не беспросвет и отчаяние, когда не на кого опереться и нечем дышать (читателю). Матрена живет в мире с близкими ей людьми и вместе с ними противостоит невзгодам, иногда невыносимым, но всегда без отчаяния, всегда сохраняя необходимую жизненную энергию для продолжения существования… Искусно (драматургически точно) выписаны многочисленные моральные колебания и выборы героев: колеблется офицер НКВД, который должен отправить беременную мать четверых детей с больной старухой на койке по этапу или закрыть глаза и пройти мимо, колеблется председатель колхоза, которого просят о липовой справке, мечется муж Петр, вернувшийся с фронта - все очень правдоподобно…

Не буду множить спойлеры, эту историю лучше все же прочитать… Могу еще сказать, что история, несомненно, сценична-кинематографична, ждет своего постановщика, повесть вообще больше даже напоминает сценарий…

Приобрести книгу можно по ссылке:

https://ru.sandermoenpublishing.com/products/nemchik



И вот еще вспомнилось под конец чтения, что в романе Бондарева “Берег”, читанном очень давно, советский офицер уже в Германии в 45-м тоже влюбляется в немецкую женщину, к которой их подразделение определили на постой, причем она его сама и соблазнила. И, как он справедливо догадывается, это была не столько мгновенно вспыхнувшая страсть, сколько как раз обретение покровителя, защита от возможного насилия, да и облегчение участи, прокорм для семьи… Подробностей не помню, помню лишь, что он ее всю жизнь вспоминает, кажется, любит, а потом стал писателем, приехал в Гамбург и там ее встретил… Напоследок они опять признались друг другу в любви (а он еще и умирает, должно, от счастья).

Прочитал пересказ этой истории, чтоб вспомнить, там много советской идеологической пурги, но что интересно, роман напечатан в 1975 году в СССР, и вот никому и в голову не пришло осуждать героя в том, что он “спал с фашисткой” и тем самым “предавал Родину”, а автора Бондарева, что написал об этом целый роман. Это так - для сравнения моральных оценок в разных случаях…

Любовь, Литература, Война

Previous post Next post
Up