В 1851 году в порту немецкого города Киля прошло испытание первой подводной лодки. Офицер Вильгельм Бауэр с двумя помощниками забрался в сконструированную им субмарину "Морской ныряльщик" и погрузился на дно на глубину 15 метров. Однако поднять лодку они не смогли. После того как давление внутри "Ныряльщика" из-за просочившейся сквозь обшивку воды сравнялось с наружным, испытатели открыли люк и выбрались на поверхность, как раз в середине церемонии их отпевания собравшимися на берегу: ведь с момента погружения лодки прошло семь с половиной часов. Более счастливой была судьба второй подлодки Бауэра "Морской дьявол".
Свое новое детище он построил в России и успешно продемонстрировал в Кронштадте в сентябре 1856 года во время торжеств по поводу коронации императора Александра II. В экипаж из 11 человек были включены музыканты, и люди на борту находившихся в гавани судов слышали раздававшиеся из-под воды звуки российского гимна. Тогда же были выполнены первые подводные фотосъемки через иллюминаторы лодки.
В 1854 г. уроженец Баварии Вильгельм Бауэр (Bauer, Sebastian Wilhelm Valentin, родился 23 декабря 1822 г., Германия, Диллинген - умер 20 июня 1875, Германия, Мюнхен) обратился к правительству России с предложением построить подлодку (автор назвал ее «гипонавтический аппарат»), а также подводный корвет, оснащенный 24 пушками.
Обращению к правительству России предшествовала долгая история. Бауэр, который по первоначальной специальности был токарем, служил в баварской армии в кавалерии, а затем в артиллерии, где получил звание капрала. Во время Германо-датской войны, когда флот Дании нанес по немецким берегам серьезные удары, Бауэр загорелся идеей конструирования подводных судов, способных из-под воды препятствовать нападению неприятельских кораблей.
В 1850 г. на деньги, предоставленные шлезвиг-гольштинской армией, несколькими частными лицами и адмиралами, в Киле построили первую
подводную лодку Бауэра «подводный брандер» (Der Brandtauscher). Вследствие недостаточных тех. знаний изобретателя судно получилось
неудачным - в 1851 г. подлодка Бауэра затонула в Кильской гавани. В впоследствии ее подняли, и сегодня она хранится в музее морского
училища.
Попытки Бауэра заинтересовать Австрию и Пруссию своим изобретением не увенчались успехом. После этого Бауэр обратился в Англию, где на
протяжении нескольких лет пользовался покровительством принца Альберта, но от его услуг отказались и в Англии. После того как Бауэр потерпел неудачу в США, он решил попытать счастья в Российской Империи, где наконец нашел применение своим изобретениям.
Чертеж подводной лодки В. Бауэра «Морской черт», Россия, 1855 г
"Гипонавт" Вильгельм Бауэр в докладной записке Морскому министерству России 13 марта 1853 г. писал: "Нижеподписавшийся у себя имеет модель им изобретенного гипонавтического снаряда, который способен двигаться под поверхностью воды, и целью которого являются подводные военные действия. Снаряд... имеющий вид тюленя движется при помощи не паровой, а газовой силы со скоростью, которая равна скорости парохода по всем направлениям, не только на воде, но и под поверхностью воды. Данный снаряд, который управляется находящимися в нем людьми, способен подходить под килем кораблей невидимо для неприятеля... По опытам, сделанным мною самим, в снаряде имеется достаточное количество воздуха на 8 часов для 5 человек, причем отсутствует надобность в химическом воспроизведении кислорода или в сообщении с воздухом снаружи.
В случае же если (например, при блокаде) нужно пробыть на глубине 150 футов более 8 часов, тогда воздух можно возобновить при помощи поднятого кожаного рукава длина которого составляет шестьдесят футов. При этом не нужно, чтобы снаряд сам поднимался на поверхность, а самый поплавок, закрепленный на рукаве, окутан морскою травою таким образом, что не может указать на присутствие снаряда. Когда возобновление воздуха по истечении 20 минут свершится, то рукав вдвигают в снаряд, до следующего использования. Снаряд оснащается шестью петардами, заряженными 600 фунтами пороху, и одиннадцатью бомбами, установленных таким образом, что управляющий снарядом не покидая его, прикрепляет их при помощи механизма к килю неприятельского корабля. Механизм прикрепления бомб приводится в действие изнутри снаряда. Прикрепление происходит без удара или шума, в 15 секунд, в течение которых гипонавтический снаряд при помощи двух крюков расположенных на задней и передней его частях, прикрепляется к килю неприятельского судна таким образом, что не отстанет от него ни от волнения, ни при перемене курса... Снаряд снабжается ракетными поплавками, которые выбрасывают от 170 до 300 ракет одновременно в коническо-спиральном виде. Этими поплавками производится страшное действие, однако неприятелю распознать их на воде трудно".
Бауэру предоставили возможность построить на гальваническом заводе, принадлежащем герцогу Лейхтенбергскому, свою подлодку, а также
изготовить модель подводного корвета оснащенного 24-мя пушками в масштабе 1:12 в собственной мастерской. Бауэр потребовал, кроме
денежного вознаграждения, присвоения ему звания подводного инженера. Его зачислили в морское ведомство на действительную службу и дали мундир вольного инженер-механика.
02.11.1855 г. лодку доставили на берег Обводного канала, а 3 ноября спустили - ее положили на баржу боком и в таком положении провели под мостом. При переходе баржа села на мель и треснула, заполнившись водой. Из-за сильных морозов попытки снять ее с мели успехом не увенчались, и подлодка вместе с баржей провела зиму в Обводном канале. Для охраны подводной лодки и последующего ее обслуживания на судно назначили экипаж. Первым командиром подводной лодки Бауэра стал лейтенант Крузенштерн, которого позднее сменил лейтенант Федорович, при котором и прошли ее основные испытания.
20 мая 1856 года подлодку Бауэра направили в Кронштадтский порт для проведения испытаний. В книге "Подводное судоходство" Д. Голов эту
подлодку называет "Морской черт", однако архивными документами это не подтверждается. Бауэр прообразом своего судна считал дельфина, поэтому корпус в поперечном сечении имел эллиптическую форму.
Корпус подлодки изготавливался из 15-миллиметровых железных листов. Для скрепления листов использовались толстые эллиптические железные шпангоуты. В носовой части находилась водолазная камера отделенная перегородкой - для выхода водолаза из подлодки ее заполняли водой, после его возвращения - продували воздухом. Движение подлодки осуществлялось за счет мускульной силы матросов, которые вращали 4 ступенчатых колеса.
Колеса по средствам фрикционной муфты приводили в движение гребной винт. По мнению Бауэра, скорость подводной лодки должна была составлять до 7 узлов, однако на испытаниях не удалось развить скорость более 1 узла, поскольку матросы быстро утомлялись. Из-за малой скорости лодка плохо слушалась руля. Максимальный пробег на скорости 1 миля в час - 100 саженей. Для погружения судна и удержания его на глубине использовалось 4 цилиндрические цистерны. При погружении 3 цистерны заполнялись полностью, а четвертая - регуляторная, имеющая меньший размер была предназначена для удержания подлодки на заданной глубине. Во время всплытия воду откачивали ручными насосами.
На носу подлодка несла большую мину, которая к неприятельскому судну должна была прикрепляться при помощи гуттаперчевых рукавиц. Чтобы очистить воздуха от углекислого газа использовался искусственный дождь, который создавался насосом подающим воду через 7 труб имеющих мелкие отверстия. Испытания подводной лодки начались в Кронштадте 26 мая 1856 г. Произвели 5-6 погружений. В этот же день подлодка Бауэра была осмотрена великим князем Константином Николаевичем. Позднее в погружениях принимали участие академик Ленц и
его помощник Фриш, которых интересовало влияние погружения подлодки на работу компаса.
06.09.1856 г, в день коронования Александра II, В. Бауэр совершил погружение, взяв с собой не только экипаж, но и четырех флотских музыкантов. Музыканты и экипаж с первым выстрелом салюта начали петь гимн, который на поверхности был приглушенно слышен.
26.08.1856 г. подлодка предприняла попытку подвести под надводный корабль мину (по условиям договора за один рейс подлодка должна была устанавливать 6 мин), которая не увенчалась успехом. Испытания продолжались до 02.10.1856 г, когда подлодка должна была пройти под надводным судном на Северном фарватере. При попытке пройти под судном, подлодка на глубине 5,5 метров зарылась в песчаную банку носом, а винт запутался в водорослях. В. Бауэр выкачал из цистерн воду, отстопорил чугунные балластины, которые служили аварийным грузом, после чего носовая часть судна поднялась на поверхность. После открытия входного люка, несмотря на поступление в лодку воды, весь экипаж вышел и был подобран шлюпками с винтового судна "Шмель", которое обеспечивало проведение испытаний.
Подлодка затонула. Ее подняли только 18.02.1857 г., после чего подлодку доставили в Санкт-Петербург к Новому Адмиралтейству. В ноябре 1857 годе ее вытащили на малый эллинг Охтинской верфи. Подлодку Бауэра признали не удовлетворяющей контракту - для погружения на глубину 1,5 метра требовалось 25 минут; на глубине 2,5 метров начинали течь пазы; предполагаемая глубина погружения 46 метров (150 футов) не обеспечивалась и т.д.
Первая подводная лодка В. Бауэра (внешний вид и внутреннее расположение. Морском музей г. Киль)
Бауэру было предложено составить перечень исправлений, которые бы позволили продолжить испытания подлодки в 1858 г. Однако вместо этого Бауэр обвинил в недоброжелательстве участников испытаний, потребовал, чтобы деньги, выделенные на ремонт, вручили ему лично в руки и отказался от представления перечня исправлений. 25 февраля 1858 г., после безуспешных переговоров, Бауэра уволили со службы с формулировкой поскольку "не исполнил изготовление подлодки и модели подводного корвета".
Недоделанную модель подводного корвета оставили Бауэру, подлодку 22 мая 1858 г. спустили на воду и сдали механику Бауэра под расписку. О
дальнейшей судьбе подводной лодки сведений нет. В своей книге инженер-механик Голов Д. пишет, что подлодка навсегда осталась на Охте.
Технические характеристики подводной лодки В. Бауэра:
Длина - 52 фута (15,8 м);
Ширина - 12 футов 5 дюймов (3,8 м);
Высота - 11 футов (3,4 м);
Глубина погружения - 50 футов (46 м);
Экипаж - 9 человек;
Пулемет - 1 (установили в начале войны);
Торпеды:
- в трубчатых торпедных аппаратах - 4 (2 кормовых, 2 носовых);
- в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого - 2.
Источник