Быть максимально открытым и доступным или "Как мы ходили к митрополиту Даниилу"

Jan 30, 2013 23:39



Я с интересом читаю новости на сайте Архангельской и Холмогорской епархии. И этот материал, появившийся в конце ушедшего года не оставил меня равнодушным. Интересное интервью владыки. Не нашего, но родного брата нашего митрополита Даниила, Епископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона (Доровских).http://www.arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=30802&sphrase_id=177561

-- Как вам кажется, архиерей сегодня далек от паствы, от духовенства? Или что-то меняется? Бывает так, что вы исповедуете, например? Вообще, должен архиерей общаться с народом? Ведь на нем лежит множество других послушаний.

-- Не могу ответить за другие епархии. Здесь у нас архиерей, наверное, ближе всего находится и к духовенству, и к пастве. Как я уже сказал, любой священник или прихожанин приходит тогда, когда ему захочется. С другой стороны, тоже не всегда можешь человека принять, но и отказать не можешь. Я стараюсь быть максимально близким к пастве и к духовенству. Мой телефон известен всем. Звонят наши прихожане, задают самые разные вопросы, просят окрестить, например. И я с удовольствием это делаю, поскольку люблю крестить.

Да, исповедую. Те, кто исповедовались до моей архиерейской хиротонии, если имеют такую возможность, продолжают приходить ко мне на исповедь. И я с удовольствием общаюсь и продолжаю эту исповедь принимать. Архиерей, мне кажется, всегда общался, общается и должен общаться с любовью и быть  максимально открытым и доступным, несмотря на то, что прописано и множество других послушаний. Наше самое главное послушание -- это пасти свою паству. И если ты это пытаешься делать с любовью, то Господь дает силы и на все остальное.

И вот другое свидетельство, которое я не буду комментировать, а просто привожу, как события, которые тоже совсем недавно произошли в нашей Архангельской епархии.

Оригинал взят у g_tatti_67 в Как мы ходили к митрополиту Даниилу
  Я не являюсь ни журналистом, ни блогером, но иногда веду дневниковые записи, где отмечаю важные в моей жизни события. Поскольку все встречи с митрополитом Даниилом незабываемы, то я их записывала для себя. Но когда владыка Даниил рассказал о том, как он воспринимает наши с ним встречи у Ильинского кафедрального собора, то решила и я рассказать, как это выглядело с моей стороны.
  Начну все по порядку.
На сайте Архангельской и Холмогорской епархии появилось сообщение, что 14 декабря 2012 года решением митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила в храм Сретения Господня села Заостровье был назначен второй священник - о. Петр Кузнецов.
  Признаться, это известие вызвало у нас, членов общины Свято-Сретенского храма, большое недоумение, так как мы просили вернуть нам о. Павла Бибина, нашего брата во Христе и члена общины, переведенного год назад по непонятным для нас причинам в один из храмов города Архангельска.
  Я хорошо помню 15 февраля 2012 года - престольный праздник Сретения Господня. В этот день в Заостровском храме служил митрополит Даниил. Храм был полон народу, много причастников, настроение у всех праздничное. Мы обратились к Его Высокопреосвященству с просьбой вернуть нам о. Павла. Владыка, идя по ковровой дорожке и благословляя людей, отвечал: «Пока не время... В Церкви как в армии…Священники - воины… Потом, может быть… Хорошо молитесь, и я буду молиться». Последние слова митрополита Даниила нас обнадежили. Мы молились и надеялись на чуткое и доброе сердце нашего владыки.
  Прошло 4 месяца. Мы решили владыке напомнить о нашей просьбе и написали письмо с прошением вернуть о.Павла на Заостровский приход. Под прошением подписалось 207 прихожан, и 1 июля 2012 года небольшая группа прихожан, в том числе и я, поехала в Архангельск, в Свято-Ильинский кафедральный собор, на встречу с митрополитом Даниилом. После службы мы дождались владыку на выходе из храма. Подошли под благословение, представились, поздравили Его Высокопреосвященство с праздником, подарили букет из роз и отдали ему наше прошение. Владыка передал конверт своему личному секретарю протодьякону Алексию, сказав на ходу (наверное, очень торопился), что потом прочитает.
  Через 2 недели, 15 июля 2012 года, мы снова поехали в Архангельск, чтобы встретиться с митрополитом Даниилом и узнать о решении по нашему письму. Опять дождались владыку на выходе из храма, подошли под благословение и представились. Владыка Даниил, не останавливаясь ни на секунду, проследовал мимо нас. Рядом с ним, справа, оттесняя людей и громко приговаривая: «Люди добрые, что вы делаете! Дайте пройти владыке! Владыка только что причастился!» шла монахиня Серафима, а впереди, расталкивая людей и расчищая путь митрополиту, - протодьякон Алексий. Одна из сестер, подойдя к владыке, спросила, прочитал ли Его Высокопреосвященство письмо от прихожан Заостровского прихода. Владыка Даниил продолжал быстро идти и, не поворачивая головы в ее сторону, ответил: «Еще нет. Не успел». «А когда же прочтете, владыка? - спрашивали мы, глядя ему вслед. - Прошло уже 2 недели!» Ответа не последовало. Несколько человек пошли за владыкой, чтобы узнать, когда же Его Высокопреосвященство прочитает письмо и когда можно будет узнать ответ. Протодьякон Алексий, продолжая расталкивать людей, пытающихся подойти к митрополиту Даниилу, сказал, что нужно записаться на прием в канцелярию. Я подошла к владыке и только успела произнести фразу, когда Его Высокопреосвященство благословит записаться к нему на прием, как тут же была отодвинута в сторону резким движением руки протодьякона Алексия. Владыка, не останавливаясь, но, чуть повернув голову в мою сторону, благословил записаться через 2 недели.
  Такое холодное отношение архипастыря к своим прихожанам меня удивило. Я часто просматриваю официальный сайт Архангельской епархии и вижу после каждой службы улыбающегося митрополита Даниила. Он подходит к прихожанам и благословляет их. Но опыт личного общения с владыкой Даниилом показывает совсем другое - контраст между тем, что выкладывает сайт епархии, и тем, что происходит на самом деле.




Я невольно вспомнила, как брала благословение у ныне покойного епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. С какой добротой и теплотой он смотрел на нас, прихожан, какой радостью светились и наши лица. А владыка Исидор, митрополит Екатеринодарский и Кубанский! Летом 2012 года мне с братьями и сестрами удалось побывать в этой епархии. Я видела, как через огромный коридор прихожан, выходивший из храма на улицу, неторопливым шагом шел владыка и благословлял людей, не пропуская никого. Он останавливался, разговаривал с прихожанами, улыбался. А его дьяконы шли впереди, вежливо прося дать дорогу митрополиту и стараясь никого из людей не задеть руками. Мы не только спокойно подошли под благословение к владыке Исидору, но и передали ему поклон от нашего батюшки и пожилых прихожан Заостровского прихода. Владыка уделил нам несколько минут для общения, вспомнил, как он приезжал в Заостровье и служил там.
  27 июля 2012 года мы подали прошение на имя митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, где просили Его Высокопреосвященство благословить группу прихожан Свято-Сретенского храма с. Заостровье на встречу с ним. Заведующая канцелярией, регистрировавшая наше прошение, не могла назвать даты его рассмотрения. По ее словам, владыка сам решает, когда кого приглашать. Но она заверила, что обязательно позвонит по указанному в прошении телефону и сообщит решение владыки Даниила. Мы смиренно ждали более 4-х месяцев, но никто из канцелярии Архангельского епархиального управления так и не позвонил.
  И вот 15 декабря 2012 года, после вечернего богослужения, о.Иоанн, настоятель Свято-Сретенского храма, представляет нам второго священника - о.Петра Кузнецова. Мы подумали, что произошла какая-то ошибка (ведь мы просили о.Павла Бибина!), и решили сами все узнать у митрополита Даниила.
  16 декабря 2012 года мы небольшой группой опять отправились в кафедральный собор г. Архангельска, чтобы встретиться с владыкой Даниилом. По окончании службы владыка вышел. Одна сестра подошла под благословение и спросила Его Высокопреосвященство, когда вернут отца Павла и почему назначили другого священника без учета просьбы прихожан. Владыка Даниил ничего не ответил. Он просто нас игнорировал. Мы бежали за ним, а он не смог остановиться. Дорожка узкая и скользкая, а протодьякон Алексий беспощадно отталкивал нас в сторону. Кто-то случайно коснулся рукава рясы митрополита Даниила, что вызвало у него недовольство. Когда несколько сестер все-таки сумели подойти к владыке, в том числе и я, он сказал об этом. Я лично попросила прощения, ведь мы все после Литургии и Причастия, и дух у нас мирный. Странно, что владыка Даниил потом стал ставить нам это в вину, говоря везде, что его светскими методами хотели заставить остановиться. Но ведь даже Евангелие говорит, что Христос остановился, оглянулся и сказал: «Люди меня теснят. Кто-то прикоснулся ко мне». И мы знаем, что Христос отозвался на нужду кровоточивой женщины. Вообще, у меня создалось впечатление, что нас ждали. Хорошо, что кто-то догадался включить камеру на телефоне и снять всю картину событий (кстати, включенная камера была и у представителя информационной службы митрополита). Когда несколько человек оказались рядом с владыкой Даниилом, то попросили объяснить ситуацию с назначением о. Петра Кузнецова. Владыка Даниил начал говорить о 34 миллионах, выделенных на реставрацию, о том, что он обещал помолиться о нашей просьбе - и помолился. Странное заявление владыки Даниила: "Я помолился, Господь мне положил на сердце дать вам отца Петра" вызвало у нас опять недоумение. Возникает вопрос: куда делась рецепция церкви? Где гарантия, что это именно Господь положил владыке на сердце такое решение?

И хоть обидными показались Его Высокопреосвященству слова нашего брата, что подобными действиями разрушается Церковь, но это правда. И от этой правды никуда не уйдешь, даже если будешь идти быстрым шагом.

P.S.  А вот что я прочитала на сайте Архангельской и Холмогорской епархии 18 января 2013 г. (через месяц после событий!):
«Что касается общины отца Иоанна Привалова, то я приведу самый очевидный пример. По предложению Епархиального собрания вторым священником в Заостровье был назначен иерей Петр Кузнецов. Замечательный интеллигентный священнослужитель, оставивший Петербург, благополучную комфортную жизнь, о которой многие мечтают, ради служения на Севере. Тогда я отправил его в далекое пинежское село, а он за год создал там приход, построил храм; не испугался ехать в глушь на неопределенный срок. Затем я перевёл его в Архангельск, а потом и в Заостровье.
И вот через некоторое время, когда я выходил из Ильинского собора после воскресной Литургии, ко мне подошли прихожане отца Иоанна Привалова, которые за этой же Литургией причащались Святых Христовых Тайн; они буквально преградили дорогу и стали требовать убрать из их храма отца Петра и вернуть отца Павла Бибина, который служил там раньше… Я попытался пройти, но меня схватили за рясу, так что я с трудом устоял на ногах, да еще держали прямо передо мной телефоны и вели видеозапись. С большим трудом мне удалось пройти.
Позже я вызвал к себе отца Иоанна и рассказал ему об этом инциденте. И предложил представить такую картину: идет по Лавре, где я долго жил, наместник архиепископ Феогност, и вдруг ему преграждает дорогу какой-нибудь послушник, хватает за рясу и предлагает поговорить начистоту прямо сейчас… Такой поступок многое бы сказал об этом послушнике - его смирении, уважении к наместнику, любви… Так и здесь.
С другой стороны, преподобный Серафим Саровский, причастившись, старался ни с кем не разговаривать, а здесь в таком возбужденном состоянии, с такой агрессией, так вести себя с архиереем - и это после Причастия. Мне очень жаль этих людей, ведь это говорит о их внутренней духовной поврежденности. Отец Иоанн и сам признал, что это ненормально, и добавил, что не давал на это благословения. Хотя до сих пор никто из его чад не принес покаяния за свой поступок».

Конечно, по-разному можно воспринять и объяснить все происшедшее. Все мы люди и во многом несовершенны. Но наши чувства были искренни, и мы хотели доверительного разговора с нашим правящим архиереем. Поэтому такая интерпретация владыкой Даниилом события с искажением фактов мне не понятна. И тем более не понятно, почему архиерей не хочет встречаться со своей паствой и отвечать на письма прихожан.
  Видя, как сейчас развиваются события вокруг заостровской общины и ее духовного попечителя отца Иоанна Привалова, я не удивлюсь, если появится какой-нибудь видеомонтаж, где мы сбиваем владыку с ног.

Татьяна Глушко, прихожанка Свято-Сретенского храма с. Заостровье,
Архангельская и Холмогорская епархия

митрополит Даниил, Архангельская и Холмогорская епархия, церковь

Previous post Next post
Up