современная скульптура

Aug 27, 2012 16:45

Со времен итальянского Возрождения до начала XX века от скульпторов ожидали создания более или менее точных (пусть иногда сентиментальных или идеализированных) образов реального мира. Лишь крайне редко скульптура становилась формой самовыражения личности мастера. Скульптор работал, как правило, в камне, глине или бронзе.

В XX веке грянул поразительно резкий и стремительный разрыв со старыми традициями. Легким намеком он обозначился уже в творчестве величайшего скульптора конца XIX века Огюста Родена. Роден, с его великолепным видением красоты и внутренней энергии человека, еще может считаться традиционалистом. Однако и в его произведениях можно заметить типично модернистские контрасты фактуры и световые эффекты. И все же те радикальные перемены, которые в начале XX века принесло с собой зародившееся во Франции движение кубизма, застигли публику врасплох. Лидеры кубизма - Пабло Пикассо и его друг Жорж Брак - революционизировали искусство, демонтируя предметный мир (кафе, гитару, лицо) и собирая его заново, зачастую в форме набора геометрических элементов. Именно здесь берет начало ключевая идея модернизма - автономность искусства. Из прежнего зеркального отображения реальности художественное произведение превратилось в совершенно новую реальность, ничем не обязанную окружающему ее миру.

Кубизм
Зародившись в живописи, кубизм как течение вскоре захватил и скульптуру. Сам Пикассо начал создавать кубистские скульптурные композиции с 1909 г., а по его стопам последовал целый ряд выдающихся ваятелей, к примеру, Жак Липшиц (1891-1973). Кубизмом тотчас увлеклась пестрая группа новых школ, в том числе футуризм, конструктивизм и дадаизм, процветавшие до I мировой войны 1914-18 гг. Тогда же зародились и два мощных, хотя на первый взгляд резко несхожих между собой влияния на современную скульптуру - искусство примитива и функциональная элегантность современного промышленного дизайна.
В начале 1900-х годов европейцы начали постигать красоту и мощь искусства иных культур, особенно художественной резьбы племен Африки и Океании. Особенно мощное влияние искусства примитива испытал американец Джейкоб Эпстайн (1880-1959). Он обосновался в Великобритании, где, начиная с 1908 г. и еще долго по окончании II мировой войны, его "уродливые" и "непристойные" творения скандализировали публику.

Примитивизм

Примитивизм привел многих мастеров к упрощению форм и все большему сближению с чистой абстракцией без утраты некоего высшего смысла. Таков был Жан Арп (1887-1966), чьим идеально выглаженным каменным изваяниям, скорее похожим на огромный галечник, присуще органичное очарование. Румын Константин Брынкуши (1876-1957) создавал бронзовые скульптуры типа знаменитой серии "Птица в пространстве", чьи обтекаемые полированные поверхности несли в себе след загадочности.

Конструктивизм
Творя в совершенно ином ключе, итальянские футуристы, например, Умберто Боччони, воспевали скорость и динамизм современной жизни. Работы столь же современных по духу, но более отвлеченных по художественным задачам Наума Габо (1890-1977) и его единомышленников напоминали точностью и элегантностью форм машины и научные модели. Конструктивисты сыграли значительную новаторскую роль, работая с промышленными материалами (пластмассой, стеклом, сталью), скорее конструируя, нежели высекая из камня свои произведения и создавая скелетные структуры вместо традиционной скульптурной массы.

Антиискусство
Не менее радикальный отход от традиции предприняли анархичные дадаисты, практикуя намеренно вызывающее "антиискусство", в том числе ассамблажи, состоящие из набора случайно попавших под руку предметов или всякого хлама.


Начавшаяся до 1914 г., художественная революция раскрепостила творчество мастеров почти всех направлений. Многие выдающиеся скульпторы XX века продолжали создавать образы из мира людей, но, уже не боясь искажения или упрощения форм ради достижения эмоционального эффекта. Эта общая тенденция, получившая название экспрессионизма, заметна в творчестве Альберто Джакометти (1901-66), чьи тонкие как лезвие фигурки несут тяжкое бремя скрытой вины и тревог.

Модернизм
С 1945 г. началось постепенное признание модернистской скульптуры, и, за немногими широко известными исключениями, новые идеи и материалы утратили свою шокирующую новизну. К числу достойных внимания течений относится создание абстрактных металлических конструкций, чаще собранных из отдельных деталей, нежели цельнолитых. Пионером этого направления стал американец Дэвид Смит, успевший несколько лет проработать сварщиком. Некоторые его творения расписаны красками. Позднее этот метод перенял Энтони Кэро, видный английский скульптор по металлу 19б0-х годов.

Поп-арт
С конца 1950-х гг. наибольшую известность в искусстве приобрело направление поп-арт, находившее самые разные пути воплощения. Будучи осознанно модернистским, оно, тем не менее, воспевало не машины, а век потребительской культуры. К характерным творениям поп-арта относятся бронзовые пивные банки Джаспера Джонса (р. 1930) или гигантские виниловые гамбургеры и рожки мороженого Класа Ольденбурга (р. 1929).
Все это подводит к мысли о том, что в последние годы привычные категории живописи и скульптуры зачастую утрачивают былую актуальность. Однако, судя по тому фурору, который произвели в 1990-е гг. выставленные Дэмьеном Херстом трупы животных в сосудах с формальдегидом, скульптуре еще есть чем шокировать публику.

Современные скульпторы вернулись "в народ" после бурных 90-годов и в нашей стране. Здесь и целые парки скульптур "сверхнутых идолов" и малые архитектурные формы в виде парковой скульптуры, вернувшейся к нам в новом облике после памятным всем белых пионеров и девушек с веслом. Традиции садово-парковой скульптуры от итальянских парков и садов классицизма Российской империи вновь оказались востребованы в современном технократическом обществе, как эмоциональная отдушина для человека. Новые скульптуры вписываются в архитектурный ланшафт и заигрывают с населением, заставляя его фантазировать и взаимодействовать не только виртуально, но и практически. Иногда масштабная гипертрофированность объектов вызывает больше эмоций, чем просто его эстетические характеристики.
Можно рассмотреть варианты парковой скульптуры. Хорошая скульптура может вернуть парки и сады к жизни. Она может создать внутренний «дух» территории, пробуждая и подбадривая чувства, вывести «из подполья» затихшие ощущения. Любые декоративные элементы, если они искусно выполнены, приятны глазу сами по себе. Мы необязательно должны испытывать какие-либо сильные эмоции,
но ощущение сопричастности не оставляет
человека долгое время.

Каждая скульптура - индивидуальность,
требующая тщательного выбора места
расположения. Стиль и местоположение

должны приоткрывать завесу над
величайшей тайной - процессом выбора
скульптурной композиции.

Ниже представлены изображения
скульптур в садах, парках мира и других пространствах жизнедеятельности
современного человека.



Это удивительное произведение публичного искусства было спроектировано художником Lawrence Argent и установлено в городе Денвер. Проект составляет 42 футов. Он был установлен с помощью четырех полугрузовиков и большого крана. В первоначальном варианте скульптуру было проверено при помощи Cyberware 3D сканера. Этот гигантский синий Медведь был помещен в передней части Convention Center.
"Офтоп", Рейкьявик - эта скульптура находится на территории музея.





Инсталляция выполнена из кастрюль и крышек. Автор - Джоанна Васкокело,Тюильри 2007г (Франция).



У кинотеатра "Прометей" на проспекте Просвещения (Санкт-Петербург, Россия) в 1981 году была установлена скульптура Прометея. Часто ее называют "Летящий Прометей". Титан изображен с факелом в руке. Он летит к людям. Рядом орел, посланный Зевсом покарать Прометея. Автор этой композиции, сделанной из медных листов, выпускник Академии художеств Роман Красницкий. Это была его дипломная работа.

"Sfera con Sfera" ( "Сфера в сфере") известного итальянского скульптора Арнальдо Помодоро, Вашингтон (США)



"Шишки" - находится в Королевских
Ботанических Садах (Великобритания)        "Офтоп", Рейкьявик - эта скульптура находится на территории музея.



"Чижик-пыжик"


В 1835 году по инициативе принца Петра
Ольденбургского в Санкт-Петербурге было основано привилегированное учебное заведение - Императорское училище правоведения. Оно располагалось на набережной реки Фонтанки, в доме № 6. Среди его выпускников были композитор Петр Чайковский, поэт Алексей Жемчужников. Будущие правоведы носили мундиры желто-зеленого цвета, шапки и воротники их шинелей напоминали цвет оперения чижика. За это уличные мальчишки прозвали их «чижиками-пыжиками». Недалеко от училища, в полуподвале дома купца Нефедова, располагался известный на всю округу трактир. Это питейное заведение тайно посещали и воспитанники старших классов училища правоведения. Тогда же родилась и известная песенка: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил, выпил рюмку, выпил две, закружилось в голове!

"Фотограф"



Установлен в январе 2001 года на Малой Садовой улице, Санкт-Петербург, Россия. Он представляет собой 2,5-метровую фигуру фотографа, изготовившегося к съемке. Фотограф держит раскрытый зонтик, а под треногой, на которой установлен фотоаппарат, спрятался английский бульдог.

Место для скульптуры выбрано не случайно. Именно на Малой Садовой в доме № 3 с начала ХХ века и до 30-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла.

До сих пор неизвестно, что заставило десятилетнего мальчишку из обеспеченной немецкой семьи взобраться на борт парохода, плывущего в Россию. В 1862 году мальчик сошел на берег в Петербурге, устроился посыльным в местную фотофирму "Дюнант". Владельцы заведения звали мальчишку по имени - Карлом, поручали ему мелкие работы в салоне, а со временем, за старание произвели в лаборанты. Молодой человек не оправдал доверия хозяев - проработав некоторое время в фирме, отправился на "вольные хлеба": приобрел аппаратуру и зарабатывал на жизнь изготовлением частных фотопортретов. Дело разрасталось - в 1875 году Булла открыл собственное ателье, а через некоторое время сделался самым популярным фотохудожником столицы. Появившиеся свободные средства сказались на характере деятельности Карла Карловича - Булла начал экспериментировать со "светом и тенью", возводя камерную "дагерротипию" в ранг всеобъемлющего ("всезапечатляющего") искусства.

Фигурки котов на Малой Садовой - это памятник ярославским кошкам. Их завезли в войну 1941-1945, спасать город от расплодившихся крыс. Необходимость в те годы в кошках была велика - в городе их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. В город привезли четыре вагона дымчатых кошек. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, надежно охранялся. Кошки стали очищать город от грызунов. К моменту прорыва блокады, практически все подвалы были освобождены от крыс.




На Малой Садовой улице есть один любопытный скульптурный житель - чугунный кот. Авторы киски (ростом 33 см и весом 25 кг) - петербургский историк Сергей Лебедев и архитектор Лариса Домрачева, под руководством которой возрождалась Малая Садовая. Фигурка обосновалась на втором этаже «Елисеевского» гастронома, а потому не всегда заметна для прохожих.

Елисей Котович Питерский (на фотографии слева) - так нарекли петербуржцы обаятельное животное.
Памятник кошке Василисе (фотография справа) установлен напротив фигурки кота Елисея. Говорят, что если прийти на Малую Садовую ночью или ранним утром, когда на Невском проспекте мало машин, можно услышать, как чугунные Елисей и Василиса мяукают, переговариваясь друг с другом.

Напротив Главного здания Боннского университета (Германия) стоит на невысоком пьедестале эта необычная скульптура. Скульптура называется "Колебание", автор Лайос Барта, 1971г.




На фотографии справа представлена скульптура, которая называется "Прощание", находится в городе Клеве (Германия) и украшает фонтан в центре города.




А сколько еще других вариантов соприкосновения скульптуры с человеком и пространством существует в современном виде. Есть эпатажные "манекены" скульптуры имитирующие человека на улице (бомж, просящий милостыню или дворник..). Есть скульптуры. которые помещены на дно водоема или моря и буквально взаимодействуют с окружающей средой в виде рыб и подводеой растительности (велосипедист на дне морском). Но это уже другой разговор. И напоследок еще один из вариантов "шокирующего" поп-артовского направления - известная скульптура Мерилин Монро в Чикаго. Ее нельзя назвать "маленькой".



По информации сайтов http://www.russian-belgium.be/ , http://fotki.yandex.ru/ и http://razgovori-i-nowosti.ru/ .

современные скульптуры, искусство, парки, скульптура

Previous post Next post
Up