Интересное свидетельство об епископе Архангельсом и Холмогорском Тихоне (Степанове) 1963-2010.
В те далекие времена, когда верующие не обижались на неверующих, когда церковь называли церковью, а не РПЦ, когда никто не хотел снова видеть на месте храма Христа Спасителя бассейн «Москва», когда за слово «бог», написанное с маленькой буквы, не пытались привлечь к уголовной ответственности, в кафедральном соборе Архангельска служил священник. Отец Анатолий Воронов. Было это десять лет назад.
Начало
Люди, которые ходили на Жаровихинское кладбище, просили тогдашнего владыку Тихона построить возле кладбища хотя бы часовню. Теперь часовня стоит. А рядом возводят храм в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших».
Из рассказов отца АнатолияЭто не исторически восстанавливаемый храм. На этом месте когда-то стоял пересылочный лагерь. Из него было два пути: один в Лявлю на расстрел, второй на Двину - там заключенных топили. Если кто попадал сюда - шансов выжить не было. Когда строители готовили площадку, нашли огромные деревянные столбы неохватные - остатки того лагеря.
Я все спрашивал у владыки Тихона, в честь кого будет храм. И не было времени по-хорошему поговорить. Однажды владыка собирался в поездку в Москву, я сидел, ждал его, он вышел из своего кабинета, и я опять спросил: «Владыка, как?» Он с ходу бросил: «Взыскание погибших». Потом мы с ним встретились и долго разговаривали, и он говорит: «Я не знаю, почему так сказал. Это было как молния».
Погибшие возвращаются
Благословение на постройку владыка Тихон дал в 2003 году, но из-за всех бюрократических проволочек первые сваи были забиты только зимой 2007 года. Получив благословение, отец Анатолий посмотрел историю иконы, которая, как оказалось, относится к IV веку христианства. «Взыскание погибших» - очень грозное название. Взыскать - значит что-то забрать, отнять. Так вот Богородица забирает у дьявола души грешников и возвращает их на путь божий.
Из рассказов отца Анатолия
Владыка Тихон поехал в то время с делегацией русских архиереев на святую гору Афон. Пока они поднимались по каменной лестнице, им сказали: - можете задать один любой вопрос старцу и на этот вопрос получите ответ от Бога. Наш владыка был самый молодой, и много у него было разных вопросов, и пока старшие архиереи любовались красотами горы Афон, наш владыка все мысленно перебирал вопросы и никак не мог выбрать, понять, какой важнее. В итоге его как самого младшего ввели в келью последним. Посадили на грубо сколоченный табурет. А при старце - послушник, обладающий уникальным даром, он говорит на языке человека, который пришел. И вдруг старец начал говорить, а послушник переводить, и наш владыка получил ответы на все вопросы, которые он мысленно задавал на лестнице.
Владыка рассказал мне все это и добавил: «А тебе велено передать - ничего не бойся и строй храм». И вот мы до сих пор под негласным покровом святой горы Афон. Время от времени раздается телефонный звонок, и меня спрашивают, как идут дела. И это бывает в такие сложные минуты уныния. Раздается звонок, который одобряет, который говорит - терпи, брат. Что я и делаю.
Фото Павел Копыто
Жизнь на перекрестке
Жаровихинское кладбище - место непростое. Хоронили здесь в основном, в советские времена, поэтому много людей некрещеных, иноверцев, самоубийц. Когда отец Анатолий приехал сюда, он столкнулся с реальной людской болью, которую чаще всего скрывают. В храмах молиться за самоубийц запрещено. Но владыка Тихон получил благословение на молебны святому мученику Уару у патриарха Алексия.
Из рассказов отца Анатолия
Это надо просто видеть убитого горем отца, который стоит перед иконой, у него сын повесился, это душу рвет. И как я ему могу сказать: у меня вон там книжка есть, и по этой книжке не положено. Поэтому мы каждую субботу служим Уару. Такое у нас служение, к которому никто не прикасается, - мы занимаемся суицидом. Например, в июле было 103 вызова. В критические времена - весна, осень - сплю в одежде, а чаще вообще в машине, вот на том перекрестке. Очень удобно, потому что бывает звонок за звонком, и не знаешь, куда поедешь - в сторону Боброво или в Соломбалу. Это когда кто-то заперся в ванной вены резать, или вышел на крышу, или еще что. Еще беседы проводим, за полгода 170 человек сюда пришли с проблемами суицида. А в прошлом году из 280 человек, которые приходили на беседу, пятьдесят человек я потерял, они все же ушли из жизни. Поэтому нужен храм, нужна литургия, одними разговорами не поможешь. В церковном уставе сказано, что если человек был психически не здоров, его можно отпевать на общих основаниях. По опыту знаю, что все, совершающие самоубийство, психически не здоровы! Представьте психически нормального человека, перерезавшего себе вены или нажавшего на курок. Не бывает!
Святой дух дышит, где хочет
Строится храм исключительно на частные пожертвования. В попечительском совете восемь человек. Дело это добровольное, ценовых установок нет. Те, кто приходил, например, сделать политическую карьеру, отсеялись. Сейчас строительство близится к завершению. В конце сентября на храме установили зеркальные купола. По церковному уставу все Богородичные храмы должны быть с голубым куполом с золотыми звездами.
Из рассказов отца Анатолия
Хотелось бы помочь всем людям, и нет такого понятия, что мы помогаем только православным. Конечно, в православии - полнота истины абсолютная, сила дается в таинстве крещения и миропомазания абсолютная, только большая часть пользоваться не умеет, как ни странно. Но я совершенно не считаю, что Америка для американцев, салаты для вегетарианцев, а царство небесное - только для православных. Думаю, что дух святой дышит, где хочет, и мы не можем сказать - Боже, вот там дыши, а на этого не дыши. К примеру, храм наш строили в том числе и рабочие - мусульмане из Узбекистана. И вот какая красота получилась. Купол в диаметре пятиметровый. И звезды - любая машина будет ехать по Ленинградскому, а звезды будут сверкать. Как бриллианты переливаться.
Ирина Журавлева
Источник