Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного
Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой прячется краскопульт, изобретенный каким-нибудь вторым Леонардо, или Доктор Кто, который прилетел в своей синей будке помогать художнику технологиями 25 века.
«Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает, и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное». Джорджо Вазари
Потолок Сикстинской капеллыМикеланджело Буонарроти1512
Пожалуй, отцом легенды о единоличной росписи свода мы можем считать младшего современника Микеланджело,
Джорджо Вазари - крепкого, но не выдающегося живописца и автора «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» - работы, несомненно, бесценной, но местами удивительно неточной.
По словам Вазари, заказ на роспись скульптор получил «благодаря» своему конкуренту, архитектору Браманте,который «убедил Его Святейшество,чтобы он заказал Микельаньоло Опыта во фресковой живописи у него не было,работа эта менее благодарная и наверное удастся ему меньше, чем
Рафаэлю; и если бы он и добился успеха, они все равно решили поссорить его с папой, словом, думали тем или иным способом отделаться от Микельаньоло». Впрочем, возможно,что Юлий дошёл до этой мысли без помощи Браманте - ему явно доставляло удовольствие ставить перед строптивым молодым мастером неудобные задачи и он уже имел опыт точечной схватки с Микеланджело, когда заказывал тому свою бронзовую конную статую (опыта бронзового литья у скульптора не было).
Слева: Джорджо Вазари, «Автопортрет» (между 1550 и 1567). Галерея Уффици,Флоренция
Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого ПетраЭмиль Жан Орас Верне1827
Обновить же капеллу и впрямь было необходимо - прежняя незамысловатая роспись, изображавшая звёздное небо, была испорчена из-за частично обружившегося потолка, и после ремонта,проведённого Браманте, на ней зияла «заплата».
Реконструкция потолка Сикстинской капеллы ок. 1481 года. Гравюра XIX века
Подавив сопротивление Микеланджело в пункте «я не буду писать, потому что не живописец», папа смилостивился,и композиционное решение отдал на волю художника: «В первом наброске этой работы были только двенадцать апостолов в парусах, а остальное - некое членение, заполненное, как обычно, всякими украшениями. Далее,когда работа была уже начата, мне показалось, что вещь получится бедная,и я сказал папе, что если делать там одних апостолов, то вещь, как мне кажется, получается бедной. Тогда он мне дал новое поручение, чтобы я делал все, что захочу, что он меня не обидит и чтобы я расписывал все,вплоть до нижних фресок», - писал Микеланджело другу Фаттуччи.
Слева: Микеланджело Буонарроти,фрагмент росписи Сикстинской капеллы, Дельфийская сивилла
То есть, папу вполне бы устроил потолок, украшенный дюжиной живописных фигур в нижней части, а дальше разбитый, к примеру, на кессоны, написанные в технике«тромплей», или заполненный «гротесками». Если бы мастер этим ограничился,то исполнение «в одну кисть» за такое время никого бы особенно не удивило. Но Микеланджело не искал лёгкий путей (или немного тянул время, надеясь, что клиент передумает).
Мы не можем с уверенностью утверждать, к каким именно богословам Микеланджело обращался за помощью при создании программы росписи, но биографы осторожно называют в качестве консультантов родственника Сикста V, автора множества богословских работ, кардинала Марко Виджеро и кардинала Эджидио Антонини(да Витебро), бывшего главным советником папы Юлия в теологических вопросах.
Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. Опьянение Ноя.Микеланджело Буонарроти1509
Кстати, в процессе подготовки капеллы к росписи Микеланджело успел ответно насолить Браманте, забраковав выстроенные им подвесные леса и заменив их лесами своей конструкции. А также испортить настроение нескольким на тот момент ещё живым художникам, чьи росписи были сбиты, чтобы расчистить место под его замысел.
Бог-Творец и четыре юноши. Фрески Сикстинской капеллыМикеланджело Буонарроти1512
Но рано или поздно, а за кисть браться пришлось - и вот здесь у Микеланджело всё было не слишком блестяще. Конечно, работать красками он умел - всё-таки его первыми учителями были живописцы Гирландайо, и, возможно, они успели его познакомить с техникой классической фресковой живописи. Во всяком случае,он чувствовал себя достаточно к ней способным, чтобы соревноваться с
Леонардо да Винчи за право расписать стену дворца Синьории. Но для росписи Сикстинской капеллы такого краткого знакомства было явно недостаточно, и Микеланджело решил пригласить консультантов. Вазари, исполненный почтения к учителю, излагает эту историю так:
«Грандиозность предприятия побудила Микельаньоло искать себе помощников,за которыми он послал во Флоренцию, рассчитывая своими работами победить мастеров, писавших здесь прежде, и показать современным художникам, как надо рисовать и писать красками. Когда он закончил начатые им картоны и пора было приступать к фресковой живописи, приехали в Рим из Флоренции несколько живописцев, его друзей, для помощи ему в работе и для того, чтобы показать ему приемы фресковой живописи, в которой некоторые из них были опытны, среди них
Граначчи,
Джулиано Буджардини, Якопо ди Сандро, Индако Старший, Аньоло ди Доннино и Аристотиле, и, приступая к работе, он просил их сделать кое-что для опыта. Но видя, что все их труды не отвечают его желаниям и не могут его удовлетворить, однажды утром решил сбить все сделанное ими; замкнувшись в капелле, их туда он не допускал и даже дома не позволял им себя видеть. Тогда они поняли, что если все это шутка, то длится она слишком долго, и постыдно вернулись во Флоренцию. Микельаньоло решил сам выполнить всю работу, великим своим старанием и трудолюбием довел ее до благополучнейшего конца, никого не принимая, чтобы не иметь повода показать свою работу, благодаря чему у всех с каждым днем все возрастало желание видеть ее».
Если убрать из текста всё почтение, останётся голая и неприятная суть - получив необходимые знания по технике фрески, Микеланджело без объяснения причин вынудил помощников оставить работу. Ситуация некрасивая, но все биографы гения в курсе, что когда ангелы раздавали хороший характер и коммуникативные навыки,Микеланджело ещё раз встал за талантом.
Люнет Сикстинской капеллы. Иессей, Давид, СоломонМикеланджело Буонарроти Продолжение