15 июля 1606 года родился голландский живописец и гравер, представитель золотого века голландской живописи Рембрандт Харменс ван Рейн. Он оставил около ста своих живописных и графических автопортретов.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов. Его отец, Хармен, был зажиточным мельником. Фамилия художника «ван Рейн» означает «с Рейна».
В мае 1620 года, в возрасте 13 лет, он поступил в одно из старейших учебных заведений Европы - Лейденский университет.
Основным источником информации о ранних годах его жизни служат книги Иоханнеса Орлерса, бывшего в то время мэром Лейдена.
В 1625 или 1626 году Рембрандт возвратился в Лейден. Здесь он подружился с другим подающим надежды живописцем (тоже учеником Ластмана), Яном Ливенсом, - на протяжении нескольких лет они часто писали вместе, и временами их работы настолько походили друг на друга, что установить авторство одного из художников представлялось делом почти безнадежным.
В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (это были трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Теперь он стал работать на заказ, что позволило ему быстро добиться успеха.
В июне 1633 года Рембрандт обручился с двоюродной сестрой Эйленбюрха, Саскией, а спустя год женился на ней.
«Автопортрет с Саскией на коленях». 1635 г. Дрезденская картинная галерея, Дрезден, Германия
Между 1635 и 1640 годами Саския родила троих детей, но все они умирали, прожив на свете лишь несколько недель. В 1641 году она родила четвертого (и последнего) своего ребенка. Родители назвали сына Титус. Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. Ей было 29 лет. В год смерти Саскии художник закончил «Ночной дозор», свою самую большую и самую знаменитую картину. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Объясняется это просто. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Ночной дозор» - один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
Ночной дозор. «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» 1642 г. Рейксмюсеум, Амстердам
«Даная». Эту картину по праву считают одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Между тем споры вокруг нее не утихают. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. Сам дождь на картине отсутствует, но мы ощущаем его присутствие в виде золотого света, проникающего сквозь занавеси и освещающего тело женщины. Вместе с тем существуют десятки других версий - в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона, или Венера, ожидающая Марса.
«Даная». 1636. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Жизнь Рембрандта дала трещину после смерти любимой жены и художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе - заказных портретах - и быстро растерял богатых заказчиков.
Он увлеченно писал другие полотна - их темой стала библейская история. В трудные периоды своей жизни Рембрандт всегда находил утешение в религии, но теперь ему нужно было думать еще и о крошечном сыне. Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. Она тоже была поначалу няней Титуса. Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора. Последовало несколько склочных судебных разбирательств, в результате чего Гертье признали неправой и поместили на пять лет в исправительный дом. Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию. Корнелия - единственная из всех детей Рембрандта - пережила своего отца.
Три креста. офорт. 1660-е гг.
В 1656 году художник оказался не в состоянии платить своим кредиторам и едва не угодил в долговую тюрьму. Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»).
С тех пор Рембрандт жил на скромных квартирах в бедных кварталах города. Это не помешало ему оставаться в глазах сограждан достойным человеком и уважаемым мастером.
В 1661-62 годах он получил два своих самых крупных и престижных заказа: картину «Заговор Юлия Цивилиса» для новой амстердамской ратуши и групповой портрет «Синдики» для здания гильдии суконщиков. Закат художника, несмотря на необычайный творческий подъем, был печален.
В 1663 году умерла его верная спутница Хендрикье. Позже Рембрандт похоронил сына, следом - невестку.
Около 1669 года художник пишет картину «Возвращение блудного сына». История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Это одна из последних работ Рембрандта. Действительно, это произведение выглядит завещанием, подводящим итог жизненных скитаний художника. Картина полна нежности и сострадания. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
«Возвращение блудного сына» (ок. 1669). Эрмитаж, Санкт-Петербург
Осенью 4 октября 1669 года тихо и незаметно покинул этот свет величайший мастер голландской живописи и графики.
Использована информация