Византия Х-ХII вв славилась своими достижениями в области прикладного искусства. Резьба по кости - один из видов этого творчества. После разграбления Константинополя во время 4-го Крестового похода (1202-1204 гг) погибло большое количество рельефов из кости. Крестоносцы захватывали в основном золото, а слоновая кость в их глазах ценности не представляла - её просто разбивали. Немногие из произведений этого вида сохранились в основном благодаря другим погромщикам - венецианцам, которые в отличие от своих французских и германских "коллег" лучше разбирались в искусстве. Сохранившиеся резные рельефы со временем перекочевали в Европу и далее по всему миру. Сегодня образцы этого искусства в основном хранятся в музеях Европы и Америки.
Диптих с 12-ю праздничными сценами. Византия, конец X века. Слоновая кость, резьба.
Размер - 26,4 х 13,3 см. Из собрания Альберта Жермо в Париже.
Поступил из собрания Александра П. Базилевского в 1885 г. ГЭ Инв. N W 13.
1. Благовещение; 2. Встреча Марии и Елизаветы; 3. Рождество Христово; 4. Сретение; 5. Крещение; 6. Преображение;
7. Вход в Иерусалим; 8. Распятие; 9. Воскресение; 10. Уверение Фомы; 11. Вознесение;12. Сошествие Святого Духа.
Христос на троне. Деисус. Святые. Трёхстворчатый складень (Триптих Арбавиля).
Византия. Конец X - середина XI в. Слоновая кость. 24.2 × 28 см (в раскрытом виде). Лувр, Париж, Франция.
Триптих Арбавиля - триптих из слоновой кости, создан в Византии в конце X века (ряд исследователей датируют его создание серединой XI века). Триптих является одним из лучших сохранившихся образцов резьбы по слоновой кости этого периода.
Своё название получил по фамилии последнего владельца - Луи-Франсуа Арбавиля.
Христос на троне. Деисус с избранными святыми.. Византия. Конец X - середина XI в. Слоновая кость.
25.2 × 33 см (в раскрытом виде). Museo Sacro, Ватикан, Рим, Италия
Сцены от жизни Иисуса Христа. Триптих. Константинополь, конец Х в. Слоновая кость.
Распятие. Панель из слоновой кости. Византия. Х в. Это центральная часть триптиха из слоновой кости середины 10-го века. Вероятно из Константинополя. Две боковые панели были потеряны. Рельеф настолько глубок, что делается почти в трехмерным. Изображение в рамках церковных канонов: распятый Христос, Богородица и Иоанн, остановившиеся двах ангела и римские солдаты во время дележа одежды. Если эти формы и являются традиционными для изображения распятия в византийском искусстве, то фигура лежачего бородатго мужчины, приколотого крестом существует только в этом рельефе из слоновой кости. Надпись над ним F (HBP) ENPAGIS в области живота определяет ад. Ад, как наглядное подтверждение веры в то, что распятый Христос победил смерть. Размеры: 12,7 х 8,9 см. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM).
Распятие. Панель из слоновой кости. Византия. Х в.
Успение Пресвятой Богородицы. Слоновая кость, Константинополь, X век; Париж. Музей Средневековья
Успение Пресвятой Богородицы. Слоновая кость, Византия, XI векъ
Распятие Христово; Византия. Константинополь; X в; США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM);
материал: кость; техника: резьба по кости
Снятие с креста. Византия. Рубеж XI - XII веков. Слоновая кость, резьба. Размер - 13 х 10,6 см.
Государственный Эрмитаж.
Приобретена у антиквара Рикарда в Вене, поступила в Государственный Эрмитаж
из музея Художественно-промышленнаого училища барона Штиглица в 1925 г.
Еще рельефы из слоновой кости