Высказывать иное мнение, отличное от принятого большинством, бывает не просто опасно, а иногда может даже привести к печальным для существования в данном обществе последствиям. Есть масса исторических примеров этому. От наказания не спасает ни статус в обществе, заработанный праведной жизнью, ни место пророка, ни место жреца. Пути наказания бывают разные. И вот один из них.
Агесандр, Полидор, Афанадор. Лаокоон. Около 175-150 до н.э. Мрамор. Высота 242 см
Ватикан, Музеи Пио Клементино [Музей античной скульптуры)
I век до н.э. В этот период были созданы произведения, впоследствии признанные классическими. Когда в 1506 году открыли скульптурную группу Лаокоона, художники и любители искусства были покорены ее трагической выразительностью. В ней представлен эпизод из Энеиды Вергилия. Троянский жрец Лаокоон уговаривал своих соотечественников не принимать дарованного им деревянного коня, в котором на самом деле прятались греческие воины. Боги, увидев, что их планы разрушения Трои расстраиваются, послали двух гигантских морских змей, которые, обвившись кольцами вокруг жреца и его несчастных сыновей, задушили их.
Античная мифология дает немало примеров такой бессмысленной жестокости олимпийцев по отношению к простым смертным. Нетрудно представить себе, как эта история захватила воображение художника. Но к чему он стремился в своем замысле? Внушить ужас перед страданиями невинной жертвы, наказанной за правду? Или просто продемонстрировать свое мастерство в изображении страшной и несколько сенсационной сцены борьбы человека с бестией? В любом случае он добился успеха. Напрягшаяся в муках, в отчаянных усилиях мускулатура торса и рук страдальчески искаженное лицо жреца, скорчившиеся тела обреченных детей, наконец, умелое свертывание всех бурных противотоков в спаянную, устойчивую группу - все это с давних пор и по праву вызывало восхищение.
Искусство было обращено к публике, находившей усладу в ужасающих зрелищах гладиаторских боев. Но, пожалуй, не стоит порицать за это художника. Дело в том, что в период эллинизма искусство утратило былые связи с магией и религией. Художники целиком предались совершенствованию своего мастерства. И как раз сюжеты драматической схватки, преисполненные внешнего движения и эмоционального напряжения, были наилучшим испытанием изощренности художника. Вопрос о справедливости наказания Лаокоона вероятнее всего не занимал создавших статую скульпторов.
Источник Баччо Бандинелли, Лаокоон, 1520-1525, Галерея Уффици, Флоренция
Эта скульптурная копия с античного оригинала была обнаружена в Колле Оппио в районе Рима и после долгой реставрации окончательно восстановлена в начале 21 века. Если присмотреться внимательно, то можно увидеть массу отличий от ватиканского оригинала.
В мире есть еще копии и варианты знаменитой скульптурной группы. И ниже очередной...
Francesco Primaticcio, Laocoonte, 1543, bronzo, Musée National du Château, Fontainebleau