45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
(Библия, Новый Завет, «Евангелие от Матфея»)
Николай Николаевич Ге (15 (27 февраля) 1831 - 1 (13 июня) 1894) - знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, искусный пейзажист.
Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета.
В 1850 Николай Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 получил малую золотую медаль. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с Александром Ивановым.
На некоторое время Николай Ге бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 он покидает Рим и переселяется во Флоренцию.
В 1861 Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина Ге произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика.
В начале 1864 Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет, в это время он пишет также много других портретов и много работает с натуры. В 1867 оканчивает свою картину «Вестники Воскресения», и Ге посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Друзья художника выставляют картину Ге в художественном клубе, но картина Николая Ге никакого успеха не имеет. Та же участь постигает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».
В 1870 Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила НиколайяГе бросить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Поздние картины Николая Ге
В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор.
В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин Ге на религиозные сюжеты - «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и, наконец, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н. И. Петрункевича, автопортрет. Делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст Л. Н. Толстого.
Ге скончался на своём хуторе 1 (13 июня) 1894.
Апогеем «страстного цикла» Ге Николая Николаевича стали картины «Распятие». Процесс их создания невозможно вогнать во временные рамки: эти мучительные поиски истинного отображения страданий Христа на кресте продолжались много лет, он переписывал полотно несколько раз до основания, он создал множество эскизов маслом, осталось несколько альбомов графических зарисовок. Ге начал работу над этим полотном в 1889 г. Во время работы он впадал в какое-то особое состояние, он работал весь день, а вечером выполнял эскизы.
«Распятие» 1892 г. Холст, масло. Музей д'Орсэ, Париж, Франция.
Христос у него изображен на кресте в тот момент, когда кричит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Рядом с ним на крестах распяты разбойники. В 1890 г. прежде чем вести «Распятие» на передвижную выставку, он спросил мнения Толстого Л.Н., потому что всецело ему доверял. Лев Николаевич назвал «Христа на кресте» ужасным и посоветовал художнику переделать картину. Ге последовал его словам и на время отложил работу, занявшись другими сюжетами.
«Распятие» Ге переписывал десять лет. 19 раз. Очень долго он даже не мог найти строчку в Евангелии, которая могла бы стать мыслью картины. Художник мучился, терзался сомнениями, временами находился в страшном смятении духа, говорил: "Я долго думал, зачем нужно Распятие, - для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно... Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня. Я сотрясу их все мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться".
В Петербурге, перед открытием, выставку посетил Александр III. Говорят, что, взглянув на «Распятие», государь сухо произнёс: «Это - бойня!» Картину повелели снять в первый же день, но те, кто всё же успел её увидеть, были потрясены. Не зная ещё, что «Распятие» стало «лебединой песнью» художника, говорили, что это именно то, на что он и получил свой талант.
Когда Николай Николаевич вез эту картину на передвижную выставку в феврале 1894 г., он сначала показал ее Толстому в Ясной Поляне. Ге разместил ее в отдельной комнате, а сам вышел и стал ждать, сидя на стуле. Когда писатель вышел к Николаю Николаевичу через некоторое время, его лицо было в слезах, они долго сжимали друг друга в горячих дружеских объятиях, художник смог затронуть самые тонкие чувства Толстого, он полностью оправдал его ожидания. В первый день выставки картина «Распятие» была запрещена к экспонированию. Ге выставлял эту картину у своих знакомых. Огромное количество людей приходило посмотреть именно на эту картину, а Николай Николаевич неустанно с каждым зрителем разговаривал о ней, горячо объяснял, что он хотел выразить, впечатление от картины было невероятным. Его обнимали, целовали, жали руку, а он растерянно повторял: «Для вас, для вас я это делал».
«Распятие» - вариант. Н.Н. Ге / Утеряно
Камнем преткновения стал именно разбойник. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата. «Я побежал туда. - рассказывал Николай Николаевич. - Убийца был в избе. Стоял в углу. Почему-то совершенно голый, вытянувшись, о топтался на месте и ноги держал как-то странно - пятками врозь. При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: «водицы, водицы…» В этом безобразном человеке просыпалась совесть. Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника». Художник намеренно удалил, отрезал второго разбойника с полотна, чтобы сосредоточить внимание на одном, который тянется к тому человеку, который в минуту смерти дал ему прощение, но земная жизнь Христа уже заканчивается. Разбойник зовет его, но тот уже умирает.
«Я сам плачу, смотря на картину», - слова художника. Плакать хочется - от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину - не кажется возможным. На картине - торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало.
Оба "Распятия" были закрыты для публичного просмотра - Совет Третьяковской галереи решил хранить эти работы в отдельном помещении за закрытыми занавесями. В 1900 году они были возвращены Ге-младшему и увезены заграницу. В 1903 году "Распятия" были показаны на выставке в Париже, а затем в Женеве. Одна из картин в итоге оказалась в коллекции музея Орсэ, а следы другого полотна размером 196 / 245 см. затерялись на просторах 20 века. Быть может, когда-нибудь в Европе, разбирая рухлядь в кладовке старого дома, кто-то обнаружит свернутое полотно кисти неизвестного художника...».
Голова распятого Христа (1893 г., холст, масло). Этюд к картине "Распятие" (1894 г., нахождение неизвестно).
Христос и разбойники (1893 г., холст, масло). Этюд к картине "Распятие" (1894 г., нахождение неизвестно).
Голова Христа (1893 г., бумага, соус, растушевка). Этюд. Из коллекции ГТГ. Приобретено в 2011 году при поддержке ОАО "Банк ВТБ" у К. Больмана (Женева) / Фрагмент
Распятие (1886 г. (?), картон желтый, тушь, графитный карандаш). Эскиз.
"Искусство поднимает душу от земли к небу." (Ге Н.Н.)
Тайная вечеря. 1863.
Этапное произведение Гё. Картина произвела в России фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи». Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов - каноническую духовность. Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом. А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Н.Н. Гё). Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век».
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад
Два года работал Ге над картиной «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1888-1889 гг.). Глубокая трагичность в застывшей фигуре Христа, устремившего свой взгляд в ночное небо. Медленно уходят ученики. Их лиц не видно - все закутаны в хитоны. Они уходят в тень, унося тяжкий груз разрыва с учителем. Фантастическая гармония природы и настроения людей. Фигура Христа озарена лунным сиянием - он один будет нести свой крест.
Ге написал множество натурных ночных пейзажей, обобщенных в деталях, но великолепно передающих мерцающий и постоянно меняющийся полумрак южной ночи. Тихо и печально удаляются ученики, обернулся к двери Иоанн, Христос застыл, глядя в небо. Здесь нет изображения самого моления, но в особом душевном томлении и тишине, разливающейся по всему холсту, - предчувствие трагичности, эпохальности и непостижимости для человеческого разума последующих событий, предощущение приближения времени исполнения от века сокрытой Божьей тайны.
«Христос в Гефсиманском саду». 1869.
В 1869 году Ге принялся за большой холст «Христос в Гефсиманском саду». Теперь уже не столкновение, не конфликт, не сложные образно-логические связи влекут творческую мысль художника. Человек наедине с самим собой, с болью, страхом и… бархатная тишина прекрасной южной ночи, пятна лунного света на земле, деревьях, фигуре. Лицо Христа, живущее напряженной жизнью, выражает не мольбу, а решимость и твердость. Картину встретили холодно. Один из критиков писал, что Ге делает Христа похожим на всякого человека, и даже заключал, что такой Иисус мог бы собрать заговорщиков. Современники опять увидели на полотне то, чего, казалось бы, там не изображалось. У всех были живы в памяти неудавшееся покушение Д. В. Каракозова на Александра II, прогремевшее в 1866 году на всю Россию, массовые аресты революционеров из «Земли и воли». Помнили и о том, как десятилетие назад итальянец Орсини пытался убить французского императора. Европейским государям было тревожно. А тут - высвеченное лунным светом неумолимое лицо на аскетической по цвету картине. Что сказали бы критики художника, знай они, что моделью для лика Спасителя послужил флорентийский гарибальдиец Сони.
Совесть" (Иуда). 1891.
Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. «Иуда мне представляется предателем, первообразом предательства при прогрессе, часто при совершенствовании, а оно есть у всякого желающего быть человеком. Старые низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека, и вот он по слабости уступает - вот и предательство. Я сделал так. Христа повели и ведут с факелами; группа эта очень далеко и скоро исчезнет; за ней бегут Петр и Иоанн. В большом расстоянии идет тихо Иуда. Он не может бросить, должен идти, но вместе с тем ему нельзя идти, и вот эта нерешительность выражается вполне в этой одинокой фигуре, идущей по той же дороге. Он и дорога залиты лунным светом, а группа удаляющегося Христа вдали по дороге освещена факелами. Ученики же бегут, еще освещенные луной, вот картина. Сегодня окончательно устроил; и все, и я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно…» - писал Николай Ге своему знакомому в конце января 1891 года, работая над картиной в уединении на своем хуторе.
Суд синедриона. «Повинен смерти!». 1892.
В картине „Повинен смерти“ Ге хотел изобразить Христа, который мысленно молится за своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, так как они „не ведают, что творят“. Он изображен стоящим в углу картины, прислоненным к стене и рукой придерживающим бороду. Мимо него проходит синедрион во всем своем величии. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает дряхлый палец кверху, чем-то грозя ему. Другой плюет ему в лицо. За ними - открытая дверь, через которую видно темно-синее южное небо Судьба картины полна превратностей, сказавшихся на ее состоянии. По цензурным соображениям «Суд Синедриона», написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Лишь немногие могли видеть картину в конференц-зале Академии в канун открытия выставки. После наложения запрета автор увез «Суд Синедриона» в свое имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над полотном. В 1897 году Н.Н.Ге-младший передал картину «Суд Синедриона» в дар Третьяковской галерее. Очень недолго она входила в экспозицию, что подтверждают фотоснимки 1898 года, а затем была перенесена в фонды Галереи. В ХХ веке полотно Н. Н. Ге мало выставлялось уже не из-за цензуры, а в силу плохой сохранности.
«Что есть истина?». Христос и Пилат. 1890.
Картина Ге изображает момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию (дворец прокуратора), задает Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).
Христос изображен на фоне стены монолитно, как колонна или ствол дерева, а лежащие на полу концы веревок будто его корни. Фигура Пилата на освещенном солнцем полу выглядит неустойчивой, она кажется языческим идолом. Героев разделяет яркая полоса света. Л.Н.Толстой восторженно писал о картине: "Мира не может быть между Христом и миром..." и "…это верно исторически, и верно современно"
«Это первый Христос, которого я понимаю», - написал Лесков.
Впервые Гё написал картину-притчу. Здесь все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном - «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Снова его полотно возбудило яростные споры. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», - писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Холст был вскоре запрещен. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее, но картина еще долго находилась в запасниках. Произведение написано поверх картины «Милосердие».
Голгофа. 1893.
Картина осталась незаконченной, может, и вовсе - была эскизом, огромным, почти двухметровым по высоте. Гё утверждал, что размер произведения не есть вещь произвольная - «размер перевести на язык слов будет: сказать громко на площади или сказать тихо двум-трем приятелям». Тогда колоссальный эскиз - даже не крик на площади - это мощный, оглушающий набат. Гё не выставил его, понимая, что создал нечто такое, что выходило за все рамки. Художник буквально выдирал сюжет из плена привычных затертых форм, новаторски переосмысливал все слагаемые художественного образа - и все это ради остановки внимания зрителя. Чтобы тот не в сотый раз узнал, а заново увидел. Темпераментная резкая линия подчеркнула экспрессивность образа. Мазки стремительны и резки, как на полотнах импрессионистов. Лицо мученика, но не Бога, а человека. Телесные и духовные страдания исказили благообразное лицо Иисуса. Таким его еще никто не писал.
"Вестники Воскресения". 1867.
Работать над картиной художник начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили - в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части - света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной - Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной - стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики - современники художника - увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».
Судьба главного творческого свершения Николая Николаевича Ге - библейского, так называемого "Страстного" цикла, над которым он работал более тридцати лет, сложилась драматически. Одна из самых значительных картин "Вестники воскресения" была запрещена для экспонирования на выставке в Петербургской Академии художеств. Другое важное произведение "Что есть истина" - было личным распоряжением Александра III снято из экспозиции, и дальнейший его показ запрещен. Следующий скандал разразился в феврале 1892 года. Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович запрещает экспонирование на выставке картины "Суд Синедриона". Наконец, в марте 1894 года по
личному распоряжению Александра III не допущена на выставку картина "Распятие".
К сожалению это был последний год жизни художника: Николай Николаевич Ге скоропостижно скончался 1 июня 1894 года.
В 1895 г. состоялась посмертная выставка работ художника, но на ней было запрещено показывать картины «Что есть истина?», «Голгофа», «Суд Синедриона». В 1903 г. Н.Н.Ге-сын подготовил художественный альбом картин своего отца, но и там не упоминались эти полотна. Также Ге-сын в 1897 г. передал Третьяковской галерее 10 эскизов и 8 полотен художника, но отношение к этим картинам было неоднозначное. Н.Н.Ге-сын в 1899 г. уехал в Швейцарию, при этом увез с собой оба «Распятия», два портрета, эскизы, наброски и рисунки к рассказу Толстого Л.Н. «Чем люди живы». В 1912 г. он принял французское гражданство. Он берег работы отца, иногда устраивал выставки, его знакомая состоятельная дама мадам Беатрисса де Ватвилль разместила его рисунки в своем замке недалеко от Женевы. Ге-сын умирает в Женеве в 1938 г., все работы он завещает мадам де Ватвилль, но в 1952 г. после ее смерти замок продается с молотка, в том числе работы Ге за крайне ничтожную сумму. Удачнее всего сложилась судьба картины «Распятие» 1892 г., которая после путешествий по французским музеям попадает в музей Орсэ в Париже. «Распятие» 1894 г. попало в частные руки. В середине XX века ее предлагалось купить СССР, но Министерство культуры смутило ее религиозное содержание. Сейчас местонахождение картины неизвестно. Эскизы Ге ждала не менее драматическая судьба: швейцарский архитектор и коллекционер Кристоф Больман однажды увидел их на блошином рынке в Женеве, он не имел представления, кто их автор, сами эскизы были в плохом состоянии, но он купил их, потому что они произвели на него ошеломляющее впечатление. Лишь некоторое время спустя он узнал, кто автор этих произведений. Судьба остальных полотен, которые вывез с собой Ге-сын, а также писем Толстого Л.Н. до сих пор неизвестна.
В заключении хотелось бы отметить, что Ге стал своего рода предтечей русского экспрессионизма: он был не понят современниками, материалисты не могут понять идеалистов.
Источник