Никто в здравом уме и твердой памяти не станет повторять за Росстатом, что у нас четыре пятых населения - православные. Есть много исследований, по которым этот показатель разнится от 15 до 82 процентов.
Но есть люди, которые не желают относить себя к какой-либо религии или конфессии. В их жизни нет культа, обряда, их религиозность не принимает никакой конкретной формы. Они просто верят.
Михаил Эпштейн назвал это явление «бедной религией», «бедной верой». По аналогии с «бедным театром» польского режиссера Ежи Гротовского, в котором между актером и зрителем нет ничего: ни сцены, ни костюма, ни декораций.
В нашей стране слишком долго верили только в светлое будущее коммунизма. А когда в вакуумной идеологической колбе образовалась брешь, оказалось, что внутри пусто, холодно и сыро. И начался трудный, но вдохновенный период церковного возрождения.
Церковное начальство столкнулось со страшным кадровым дефицитом. Люди тысячами рукополагались во пресвитеры. Были случаи, когда рукополагали неверующих. Довольно скоро такой кадровый подход принес свои плоды. Новоиспеченные батюшки - бывшие физруки, политруки, бухгалтеры и кагэбэшники - ринулись не проповедовать людям Христа Воскресшего, а строить храмы и воевать с сектами. Иные, кстати говоря, так и не оставили своей службы в КГБ.
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24). Трудно сказать, кто кого не любит и кто о ком не радеет, но контора маммоны все покрывает и всем обеспечивает.
В такой ситуации возникла горстка адептов неприкаянной веры. Эти люди не знают друг друга, не объединяются в общины, не исповедуют ничего конкретного, но продолжают верить.
Все ищет себе форму. Довольно долго этот бульон варился сам по себе, пока наконец Михаил Эпштейн не дал этому имя. Но снежный ком не покатился, овации не захлестнули зал, и чепчики остались на головах. Люди не стали ваять себе нового золотого тельца. Хотя в своих тесных компаниях стоило только произнести вслух эти слова, как многие вокруг восклицали с радостью: «Так ведь это про нас!» Ну конечно, про вас, голубчики.
«Бедная вера» возникла не от хорошей жизни. Ее адепты - жертвы сложившихся обстоятельств. Кто-то поверил в Бога, но никак не может поверить в Церковь, хотя и был бы рад. А кто-то никак не может разобраться, что можно называть богом.
Для церковных функционеров и клерикалов «бедная вера» - самый жуткий ночной кошмар. В этой среде они теряют все: власть, средства, а главное, всякий смысл своего существования. Они просто не нужны.
Для тех, кто хоть как-то соотносит Евангелие со своей жизнью, люди «бедной религии» - новая нива. Церковь смогла ужиться с прямыми богоборцами, справится и с этим как-нибудь.
Для многих верующих «бедная вера» - начало медленной смерти от духовного и интеллектуального ожирения. В течение жизни человек рискует превратиться в сахарный пончик, который сожрет вселенская бессмыслица.
Для других - это попытка прорваться сквозь кордоны ложных псевдоцерковных форм.
Пока у «бедной религии» нет своих проповедников. Но уже есть исследователи. Она привлекательна. Человек по своей природе нуждается в чем-то или в ком-то, в кого он будет верить. Кто-то верит в факты, кто-то в силы природы, кто-то в космос, кто-то в себя. Дураков, которые стоят на позиции полного неверия, почти не осталось. Ведь вера - это связь между человеком и тем, что лежит далеко за пределами его возможностей. Вера помогала совершать фундаментальные научные открытия. Вера отправляла людей на подвиги. Она делала невозможное возможным. А вера, в фокусе которой находится карманное удобное божество, - это лучший подарок общества потребления самому себе.
Даже если человек живет по образу и подобию инфузории-туфельки, рано или поздно он задумается над такими категориями, как смерть, жизнь, совершенство, истина. Тогда он будет вынужден придавать своей вере какую-то форму и начнет заново изобретать велосипед.
Кстати, про велосипед. К одному знакомому священнику пришел мужичок.
- Батюшка, мне бы креститься.
- Креститься - это хорошо. А вы в Бога веруете? В храм ходите?
- Ну… Верю, конечно. Что-то такое есть там, наверху. Какая-то высшая сила. Но много непонятного, батюшка. Много непонятного. А в храм хожу. На Пасху бывает…
- А в кого же вы креститься хотите? В высшую силу? А как же Христос?
- Ну, не знаю. Христос - не Христос. Дело такое: мне тетка моя сказала, что если не покрещусь, то ждать от нее мне нечего.
- То есть нечего? А чего вы от нее ждете?
- Как чего?! Она мне велосипед подарить обещала!
Андрей Васенев
Источник