«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и нравственное доказательство бытия Божия

Sep 17, 2013 23:10

Оригинал взят у adam_a_nt в "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова и нравственное доказательство бытия Божия
Часть ответов на вопросы из третьей беседы по христианской этике о. Георгия Кочеткова "Нравственное доказательство бытия Божия по И.Канту и М.Булгакову":


Не искажают ли главы об Иисусе (Иешуа) образ Христа, дан­ный в Евангелии?

Да, у Булгакова образ Христа особый, это верно. Но он далеко не произвольный, уверяю вас. Булгаков проделал колоссальную ра­боту, создавая этот образ. Он собрал даже все апокрифы, все, что знало цивилизованное человечество к тому времени о Христе - и вещи спорные, и вещи бесспорные. И дал по-настоящему специфи­ческий образ Христа. К тому же он поставил образ Христа в опре­деленный контекст, контекст своего понимания мира, устройства мира. Поэтому, конечно же, получился образ не вполне канонический - это верно, но этого и не требуется от Булгакова. Он ведь не пишет пя­тое Евангелие.

У него, однако, выражен очень подлинный опыт, опыт непреходя­щий. Пусть это только какая-то часть истинного образа Христа, но не нужно требовать от романа большего, иначе мы начнем размахи­вать кулаками и бить невиновных, и вообще ничего не поймем, а бу­дем просто все подряд отрицать. Да, это часть, но именно этой час­тью сегодня, в связи с той темой, которую мы взяли, нам интересен Булгаков. Если же вы возьмете другие части этого образа, пусть у того же Булгакова, там уже не всегда все будет на своих местах. Тем более, не забудьте, что образ Христа в самом романе все-таки про­тиворечив. Об этом почему-то мало говорят, это, может быть, мало чувствуют, но это совершенно очевидно, я думаю, для всех, кто хо­рошо знает булгаковский текст.

Почему у Булгакова Иуда не самоубийца?
[Spoiler (click to open)]
А почему бы и нет? Булгаков в духе своего времени пытается ре­конструировать евангельские события так, как он их видит, как он их понимает. И он, будучи писателем, имеет право их видеть как-то по-своему. Он по-настоящему не пытался - никогда ему в голову это не приходило - создавать пятое Евангелие. Он не собирался создавать ни апокриф, ни канон - ничего такого. Он просто рас­крывал (конечно, это что-то гениальное!) свой опыт и опыт своей эпохи. Ведь он был в отчаянии, он не знал, откуда такое зло обру­шилось на нашу страну. «За что?» - как говорили в то время. И вот, он пытается понять за что. Он думает, что это зло имеет очис­тительный смысл, потому что «все от Бога». Об этом мы и говорили, как говорили и о том, что его «седьмое» доказательство бытия Божия, увы, тоже не выдерживает критики, поскольку придерживает­ся позиций духовного монизма в этом падшем и расколотом грехо­падением мире.

Неужели Воланда можно сравнить с сатаной?
[Spoiler (click to open)]
Смотря что вы понимаете под этими словами. Почему же нельзя Воланда сравнить с сатаной? Если «все от Бога», тогда и наказание за отступление от правды тоже от Бога. А всякое зло есть, по Бул­гакову, следствие такого наказания. Поэтому и Воланд, хотя вроде бы и враждует со Светом, в то же время исполняет волю Света. Он «вечно хочет зла, но вечно совершает благо».

Почему такой конец у Мастера, ведь покой равноценен смер­ти? Есть ли это плата за маловерие?
[Spoiler (click to open)]
Не согласен, что конец похож на сцену смерти. В романе совер­шенно другой образ. Там предательство и доносительство приво­дят к вечной смерти. Помните голову, которая превращается в чашу? Кто читал, кто задавал во всяком случае этот вопрос, наверняка по­мнит. В романе покой - это награда, и награда очень высокая. Та награда, на которую и может только претендовать Мастер, поэтому он удовлетворен этой наградой. В этом надеялся Булгаков найти оправдание и для себя. Ведь он и сам не смел претендовать на Свет в силу того, что и он шел на какой-то компромисс, и его совесть мучила. Он понимал, за счет чего он живет, понимал, что живет за счет компромисса, но он видел, что не может иначе. Компромисс всегда есть полуправда и, значит, неправда, поэтому он не претенду­ет на Свет, но он претендует на покой и считает, что он его заслу­жил. Это и есть трагедия нашего времени.

Как Булгаков относился к евангелистам и разным культам?
[Spoiler (click to open)]
Это вопрос другой. Это уже скорее вопрос биографии, чем ро­мана Булгакова. Он очень хорошо знал Евангелие, он был сыном известного профессора Киевской духовной академии и очень хоро­шо знал разные культы и разные предания. Был наследником бога­тейшей библиотеки отца, с детства знал многие вещи, знал литерату­ру, знал легенду о докторе Фаусте - чего он только не знал! И вообще он не собирался писать такой роман - это точно извест­но. Он написал вначале совсем другой, некое театральное шоу, но по велению совести и времени сжег первый текст, как вы знаете, и написал новый, который уже не горит.

В чем булгаковский компромисс?

[Spoiler (click to open)]
Спросите его совесть, друзья мои. Он жил в такие времена и в таких местах, где и когда люди, не шедшие на компромисс, на следу­ющий же день не жили, во всяком случае в тех же обстоятельствах...

Тема зла по-настоящему бесконечна. Я все-таки отвечу на все ваши вопросы, хотя вынужденно кратко. Думаю, что здесь важно понять принцип, тогда эти вопросы прекратятся. Пока не будет воспринят сам принцип, говорящий нам и откуда зло, и что есть зло, и как с ним бо­роться, до тех пор они будут продолжаться. Что же, продолжим?


Вообще, вся беседа очень интересная.

о. Георгий КОЧЕТКОВ, Михаил Булгаков, литература, перепост, Иисус Христос

Previous post Next post
Up