Сергей Юрский в Архангельске

Sep 17, 2012 12:00

Благотворительный концерт Сергея Юрского в Архангельске в библиотеке им. Добролюбова 16 сентября 2012 года. Десять лет назад впервые побывав в Архангельске и пятый раз выступая на сцене "Добролюбовки" Сергей Юрьевич назвал свой концерт "Знакомое - незнакомое", начиная с Александра Пушкина, сцены из "Фауста" и продолжая читать и классику и современных поэтов, из Булгакова "Жизнь господина де Мольера".

"Давайте вместе заглянем за рубеж тысячелетия", - сказал Сергей Юрьевич. "Разная классика - разная очень. В одно и тоже время жили люди, которые абсолютно будучи связаны с прошлым, открывали дверь в новое время и в прозе и в поэзии. Поэтому сегодня я позволю себе совершенно несовместимые вещи, под острым углом сходящиеся друг с другом."

К сожалению нельзя передать энергетики вечера в этих строках. Перевоплощение мастера завораживает и заставляет вместе с ним вживаться в каждую представленную им ситуацию, которую он представляет. Сколько разных стихов и прозы еще прозвучало и зал слушал и сопереживал прерывая тишину восприятия аплодисментами.



   

Вот только несколько примеров из концерта.
Осип Мандельштам

Бывало, я, как помоложе, выйду
В проклеенном резиновом пальто
В широкую разлапицу бульваров,
Где спичечные ножки цыганочки в подоле бьются длинном,
Где арестованный медведь гуляет --
Самой природы вечный меньшевик.
И пахло до отказу лавровишней...
Куда же ты? Ни лавров нет, ни вишен...

Я подтяну бутылочную гирьку
Кухонных крупно скачущих часов.
Уж до чего шероховато время,
А все-таки люблю за хвост его ловить,
Ведь в беге собственном оно не виновато
Да, кажется, чуть-чуть жуликовато...

Чур, не просить, не жаловаться! Цыц!
Не хныкать --
для того ли разночинцы
Рассохлые топтали сапоги, чтоб я теперь их предал?
Мы умрем как пехотинцы,
Но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи.

Есть у нас паутинка шотландского старого пледа.
Ты меня им укроешь, как флагом военным, когда я умру.
Выпьем, дружок, за наше ячменное горе,
Выпьем до дна...

Из густо отработавших кино,
Убитые, как после хлороформа,
Выходят толпы - до чего они венозны,
И до чего им нужен кислород...

Пора вам знать, я тоже современник,
Я человек эпохи Москвошвея,--
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею!
Попробуйте меня от века оторвать,--
Ручаюсь вам - себе свернете шею!

Я говорю с эпохою, но разве
Душа у ней пеньковая и разве
Она у нас постыдно прижилась,
Как сморщенный зверек в тибетском храме:
Почешется и в цинковую ванну.
- Изобрази еще нам, Марь Иванна.
Пусть это оскорбительно - поймите:
Есть блуд труда и он у нас в крови.

Уже светает. Шумят сады зеленым телеграфом,
К Рембрандту входит в гости Рафаэль.
Он с Моцартом в Москве души не чает --
За карий глаз, за воробьиный хмель.
И словно пневматическую почту
Иль студенец медузы черноморской
Передают с квартиры на квартиру
Конвейером воздушным сквозняки,
Как майские студенты-шелапуты.

...из армянского цикла Осип Мандельштам

Ах, ничего я не вижу, и бедное ухо оглохло,
Всех-то цветов мне осталось лишь сурик да хриплая охра.

И почему-то мне начало утро армянское сниться,
Думал - возьму посмотрю, как живет в Эривани синица,

Как нагибается булочник, с хлебом играющий в жмурки,
Из очага вынимает лавашные влажные шкурки...

Ах, Эривань, Эривань! Иль птица тебя рисовала,
Или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала?

Ах, Эривань, Эривань! Не город - орешек каленый,
Улиц твоих большеротых кривые люблю Вавилоны.

Я бестолковую жизнь, как мулла свой коран, замусолил,
Bремя свое заморозил и крови горячей не пролил.

Ах, Эривань, Эривань, ничего мне больше не надо,
Я не хочу твоего замороженного винограда!

Вехи дальние обоза Сквозь стекло особняка. От тепла и от мороза Близкой кажется река. И какой там лес, - еловый? Не еловый, а лиловый, И какая там береза, Не скажу наверняка, - Лишь чернил воздушных проза Неразборчива, легка...


Михаил Зощенко "Слабая тара"

Нынче взяток не берут. Это раньше шагу нельзя было шагнуть без того, чтобы не дать или не взять.
А нынче характер у людей сильно изменился к лучшему. Взяток, действительно, не берут.
    Давеча мы отправляли с товарной станции груз. У нас тетка от гриппа померла и в духовном завещании велела отправить ейные там простыни и прочие мещанские вещицы в провинцию, к родственникам со стороны жены.
    Вот стоим мы на вокзале и видим такую картину, в духе Рафаэля. Будка для приема груза. Очередь, конечно. Десятичные метрические весы. Весовщик за ними. Весовщик, такой в высшей степени благородный служащий, быстро говорит цифры, записывает, прикладывает гирьки, клеит ярлыки и дает разъяснения.
    Только и слышен его симпатичный голос:
- Сорок. Сто двадцать. Пятьдесят. Сымайте. Берите. Отойдите... Не станови сюда, балда, станови на эту сторону.                Такая приятная картина труда и быстрых темпов.
    Только вдруг мы замечаем, что при всей красоте работы весовщик очень уж требовательный законник. Очень уж он соблюдает интересы граждан и государства. Ну, не каждому, но через два - три человека он обязательно отказывает груз принимать. Чуть расхлябанная тара, - он ее не берет. Хотя видать, что сочувствует. Которые с расхлябанной тарой, те, конечно, охают, ахают и страдают.
    Весовщик говорит:
- Заместо страданий укрепите вашу тару. Тут где-то шляется человек с гвоздями. Пущай он вам укрепит. Пущай сюда пару гвоздей вобьет и пущай проволокой подтянет. И тогда подходите без очереди, - я приму.
    Действительно верно: стоит человек за будкой. В руках у него гвозди и молоток. Он работает в поте лица и укрепляет желающим слабую тару. И, которым отказали, - те смотрят на него с мольбой и предлагают ему свою дружбу и деньги за это самое.
    Но вот доходит очередь до одного гражданина. Он такой белокурый, в очках. Он не интеллигент, но близорукий. У него, видать, трахома на глазах. Вот он надел очки, чтоб его было хуже видать. А может быть, он служит на оптическом заводе, и там даром раздают очки.
    Вот он становит свои шесть ящиков на метрические десятичные весы.
    Весовщик осматривает его шесть ящиков и говорит:
- Слабая тара. Не пойдет. Сымай обратно.
    Который в очках, услышав эти слова, совершенно упадает духом. А перед тем, как упасть духом, до того набрасывается на весовщика, что дело почти доходит до зубочистки. Который в очках кричит:
- Да что ты, собака, со мной делаешь! Я,
- говорит, - не свои ящики отправляю. Я, - говорит, - отправляю государственные ящики с оптического завода. Куда я теперь с ящиками сунусь? Где я найду подводу? Откуда я возьму сто рублей, чтобы везти назад? Отвечай, собака, или я из тебя котлетку сделаю!
    Весовщик говорит:
- А я почем знаю?
- И при этом делает рукой в сторону.
    Тот, по близорукости своего зрения и по причине запотевших стекол, принимает этот жест за что-то другое. Он вспыхивает, чего-то вспоминает, давно позабытое, роется в своих карманах и выгребает оттуда рублей восемь денег, все рублями. И хочет их подать вевовщику.
    Тогда весовщик багровеет от этого зрелища денег. Он кричит:
- Это как понимать? Не хочешь ли ты мне, очкастая кобыла, взятку дать?!
    Который в очках сразу, конечно, понимает весь позор своего положения.
- Нет, - говорит, - я деньги вынул просто так. Хотел, чтобы вы их подержали, покуда я сыму ящики с весов.
    Он совершенно теряется, несет сущий вздор, принимается извиняться и даже, видать, согласен, чтобы его ударили по морде.
    Весовщик говорит:
- Стыдно. Здесь взяток не берут. Сымайте свои шесть ящиков с весов, - они мне буквально холодят душу. Но, поскольку это государственные ящики, обратитесь вот до того рабочего, он вам укрепит слабую тару. А что касается денег, то благодарите судьбу, что у меня мало времени вожжаться с вами.
    Тем не менее он зовет еще одного служащего и говорит ему голосом, только что перенесшим оскорбление:
- Знаете, сейчас мне хотели взятку дать. Понимаете, какой абсурд. Я жалею, что поторопился и для виду не взял деньги, а то теперь трудно доказывать.
    Другой служащий отвечает:
- Да, это жалко. Надо было развернуть историю. Пущай не могут думать, что у нас попрежнему рыльце в пуху.
    Который в очках, совершенно сопревший, возится со своими ящиками. Их ему укрепляют, приводят в христианский вид и снова волокут на весы.
    Тогда мне начинает казаться, что у меня тоже слабая тара.
И, покуда до меня не дошла очередь, я подхожу к рабочему и прошу его на всякий случай укрепить мою сомнительную тару. Он спрашивает с меня восемь рублей.
    Я говорю:
- Что вы, говорю, обалдели, восемь рублей брать за три гвоздя.
    Он мне говорит интимным голосом:
- Это верно, я бы вам и за трояк сделал, но говорит, войдите в мое пиковое положение - мне же надо делиться вот с этим крокодилом.
    Тут я начинаю понимать всю механику.
- Стало быть, - я говорю, - вы делитесь с весовщиком?
    Тут он несколько смущается, что проговорился, несет разный вздор и небылицы, бормочет о мелком жалованьишке, о дороговизне, делает мне крупную скидку и приступает к работе.
    Вот приходит моя очередь. Я становлю свой ящик на весы и любуюсь крепкой тарой.
    Весовщик говорит:
- Тара слабовата. Не пойдет.
    Я говорю:
- Разве? Мне сейчас только ее укрепляли. Вот тот, с клещами, укреплял.
    Весовщик отвечает:
- Ах, пардон, пардон. Извиняюсь. Сейчас ваша тара крепкая, но она была слабая. Мне это завсегда в глаза бросается.       Что пардон, то пардон.
    Принимает он мой ящик и пишет накладную.
    Я читаю накладную, а там сказано: "Тара слабая".
- Да, что ж вы, - говорю, - делаете, арапы? Мне же, - говорю,
- с такой надписью обязательно весь ящик в пути разворуют. И надпись не позволит требовать убытки. Теперь,
- говорю, - я вижу ваши арапские комбинации.
    Весовщик говорит:
- Что пардон, то пардон, извиняюсь.
Он вычеркивает надпись, - я я ухожу домой, рассуждая по дороге о сложной душевной организации своих сограждан, о перестройке характеров, о хитрости и о той неохоте, с какой мои уважаемые сограждане сдают свои насиженные позиции.
    Что пардон, то пардон.




актер, искусство, проза, поэзия, Сергей Юрский

Previous post Next post
Up