Жаждущую душу мою благочестия напой водами…

May 30, 2013 09:41

Оригинал взят у pretre_philippe в post






«Жаждущую душу мою благочестия напой водами…»
Священник Филипп Парфенов

Моей воли не было на то, чтобы я родился в этот мир: родители меня не спросили об этом! В рождении свыше почти то же самое, за исключением одного. Я должен захотеть родиться свыше и открыться этому рождению. Но рождает нас Дух Святой, через воду.

Образ воды довольно часто встречается как в Евангелии от Иоанна, так и в торжественно-праздничный богослужебный период от Пасхи до Пятидесятницы, когда это Евангелие читается на православной литургии. Уже на Светлой пасхальной неделе совершается специальное богослужение иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Богоматерь здесь - воистину «источник воды живой», источающий «воду спасения», Христа, как поётся на этом праздновании.





В последующие дни читаются слова из беседы Христа с Никодимом, где Иисус говорит о необходимости родиться свыше для того, чтобы войти в вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Во все времена комментаторы этого стиха подразумевали под этим рождением крещение. Но парадокс этой фразы в том, что рождение само по себе не совершается своими собственными силами. Моей воли не было на то, чтобы я родился в этот мир: родители меня не спросили об этом! В рождении свыше почти то же самое, за исключением одного. Я должен захотеть родиться свыше и открыться этому рождению. Но рождает нас Дух Святой, через воду. Вода в данном случае пассивное начало, а Дух - активное. Дух может принять или не принять согласие человека, если он еще не созрел, чтобы родиться, если его мотивы продиктованы чисто земными и меркантильными соображениями! Как предупреждал в этом случае свят. Кирилл Иерусалимский в одном из своих огласительных поучений, «вода тебя примет, а Дух не примет»… Действительно, как можно принудить Дух Святой родить в этом крещении, если человек к нему реально ещё не вполне готов! С другой стороны, кто вообще может по-настоящему и полностью быть к этому готовым?..

В таком случае, у большинства христиан Дух наверняка дополняет то, что не может сделать одна вода сама по себе, и дополняет всю оставшуюся жизнь, часто попуская скорби и испытания для тех, кто желает родиться свыше. Жизнь христианина - своего рода и есть эти муки рождения! Муки в том числе от этой жажды «воды живой», которой чаще всего в нашей жизни не достаёт. Продвигаясь дальше к празднику Пятидесятницы, церковный календарь делает специальную остановку на половине срока от Пасхи до ниспослания Святого Духа на апостолов, отмечая её специальным праздником Преполовения, где тема воды и Духа звучит с еще большей силой.

Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.



Преполовение Пятидесятницы, псковская икона, XVI в.

В отрывке из Евангелия от Иоанна, приуроченном к этому дню, речь идёт, впрочем, о празднике Кущей, который совершался значительно позднее Пятидесятницы: «В половине праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин. 7, 14 и далее). Это предвкушение того, что Иисус скажет несколькими днями позже (такие праздники согласно ветхозаветным установлениям длились 7 дней): «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 37-39).

Тема этой же воды живой затрагивается и в следующем воскресенье после праздника Преполовения (Неделе о Самарянке, см. Ин. 4, 5-42). Простая некнижная женщина из враждебного иудеям племени самарян не может, естественно понять, о какой воде говорит ей Иисус, у неё же вдруг попросивший «дай Мне пить», использовав эту просьбу у колодца Иакова как повод для важного разговора, для благочестивых иудеев, в том числе спутников Христа, к тому же совершенно немыслимого. В такой жаркой стране, как Палестина, где по полгода не бывает дождей, всякая вода, преимущественно проточная, есть важнейшее условие для жизни, она же и есть вода живая, животворящая! Но не мог понять и ученый фарисей Никодим: как можно родиться заново от воды и Духа…

Беседы с Никодимом и с самарянкой здесь перекликаются, только там вода и Дух по смыслу разделены, а здесь, наоборот, отождествлены. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, - говорит Иисус про воду из колодца Иакова, - а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей (буквально - αλλομένου, «бьющей ключом») в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). «Вода живая» (Ин. 4, 10) - ὕδωρ ζῶν - здесь совсем не природная вода… Слово ζῶν означает не просто «живая», а «живущая», то есть та, которая живёт. Епископ Кассиан (Безобразов) в своей книге «Водою и кровию и Духом (толкование на Евангелие от Иоанна)» указывает: «Как субъект жизни, «вода живая» есть личность… Для нас важно, что мы получили право толковать ὕδωρ ζῶν в Ин. IV в смысле Божественного Лица Святого Духа».

Кульминация беседы Христа с самарянкой, конечно же, выразилась в следующих словах Господа: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23-24). Эти слова возымели решающее воздействие на дальнейшую историю человечества. Они не отменяют вообще какие-то внешние, «культовые» формы поклонения Богу, без которых и невозможно совсем обойтись человеку как душевно-телесному существу, но просто показывают их относительность и задают правильную иерархию ценностей. В частности, они имею в виду также то, что всякая форма почитания, поклонения, славословия Бога может быть напрасна и не нужна, если она совершается с недолжным расположением чувств и состоянием души поклоняющихся.




Интересно также сопоставить слова Ин. 4, 23 с аналогично построенной фразой в Ин. 5, 25: «…наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Обещанное здесь телесное воскресение мёртвых - ещё вовсе не данность в опыте. Ну разве что можно в прообразовательном смысле заключить, что есть в нашей жизни мёртвые, которые погребают своих мертвецов (Мф. 9, 22), как есть и те, кто, как блудный сын из известной притчи, «был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15, 32). Точно так же поклонение Богу в духе и истине - не столько данность, сколько заданность, идеал для каждого христианина, цель и смысл его жизни. Даже самым близким ученикам Иисусу порой приходилось жёстко замечать: «Не знаете, какого вы духа…» (Лк. 9, 55).  Только Бог-Троица как Любовь и совершенное единство в общении внутри Себя самого и может наставить каждого на такое поклонение. Главное - самим не закрываться от воздействия Духа истины в мертвящем законничестве, в неконструктивной ревности об истине, в суетном немирном обличении, выяснении отношений или борьбе против кого-то или чего-то. И плоды такого поклонения известны: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22).

писание, богословие

Previous post Next post
Up