Андрей БАВЫКИН: "Благодарю Бога за дар общинно-братской жизни!"

Apr 30, 2013 23:44


Еще одно искреннее свидетельство заостровского жителя о Свято-Сретенском приходе и о. Иоанне Привалове.



Андрей Александрович БАВЫКИН - коренной житель Заостровья. Его предки были и прихожанами и устроителями Заостровского храма в прежние века. ХХ век перевернул всю народную жизнь, разрубил связи поколений. Как и у многих из нас, у Андрея было советское детство, комсомольская юность и постепенный процесс переосмысления всей жизни. Поиск вечных основ - Веры, Бога и Церкви.

Обретение Веры происходило в родном храме, но при помощи московских катехизаторов из Преображенского братства. Постепенно, шаг за шагом всё возвращалось на круги своя: Андрей входил в литургическую молитву и принимал участие в обустройстве храма. Заново знакомился с односельчанами, но уже как с  церковными людьми, сохранившими храм в ХХ веке. Ходил по домам, разговаривал со старожилами и собирал память о жизни Заостровского прихода в годы гонений. Радовался и благодарил Бога за дочерей, посещавших храм и воскресную школу. Так прошло 18 лет. 18 лет подъёмов и спадов, разочарований и дальнейших укреплений в Православной вере.

26 декабря 2012 года "Русская народная линия" начала клеветническую кампанию против Заостровского прихода Архангельской епархии. За две недели было напечатано 11 материалов против прежнего настоятеля - священника Иоанна ПРИВАЛОВА и возглавляемой им приходской общины. Заголовки, согласно жанру, были "один страшнее другого". Поскольку тогда внутри Заостровского прихода о "РНЛ" толком никто ничего не знал, то Андрей Александрович стал искать встречи с митрополитом Архангельским и Холмогорским ДАНИИЛОМ. Будучи прихожанином Заостровского храма в пятом поколении, Андрей Александрович хотел высказать свою точку зрения на происходящие события. Случай представился 11 января 2013 года, когда митрополит ДАНИИЛ вызвал к себе прежнего Заостровского настоятеля. По прибытии в Епархиальное управление, Андрей Александрович был представлен протодиакону Алексею КУХТЕ со словами: "Можно ли исконным прихожанам Заостровского прихода высказать свою точку зрения?" Ответ был лаконичным: "Если благословит владыка..." Как мы знаем, владыка в этот день был очень занят. Он снимал прежнего настоятеля Заостровского прихода. Ему было не до мнений заостровского прихожанина в пятом поколении...

***

Помню, в советское время в Пасху специально делали танцы до 2 часов ночи, чтобы люди не ходили в церковь, но на крестный ход все равно народ собирался в любое время, даже в самые строгие годы. И однажды, было в 1993 году, на Пасху я увидел, что какие-то молодые люди дежурили в церкви. Случайно от бабушек услышал, что это «ученики», учатся здесь, в церкви.
А осенью 1994 года услышал от своих знакомых, что, действительно, в храме идет какая-то учеба. Это для меня было очень интересно: какая-то учеба есть, а я о ней совершенно ничего не знаю. Что вызывало такое любопытство, напрямую просто так объяснить нельзя. К этому времени произошло, очевидно, внутреннее созревание: времена были достаточно смутные, потеря всех ценностей, и вопросы оставались. Прожил половину пути и оказался в дремучем лесу, как у Данте. Было очень много вопросов. Стало очевидно, что мне надо туда попасть, что это вовсе неспроста. Пришел, зашел в храм, подошел к священнику (для меня священник был как инопланетянин, что-то такое с Марса) и через силу заставил себя спросить: «У вас, говорят, есть какая-то учеба, можно я на нее приду?» Сказали, можно. Я пришел. Оглашение шло в сторожке, там, где жил о.Иоанн, в левой части. Я в то время и не знал, что это оглашением называется. Было 2 потока, один по субботам, другой по воскресениям. Мы приходили, читали Священное Писание, задавали вопросы. Многое было непонятно: и когда на первых занятиях о. Иоанн задавал всем по кругу вопрос о том, как идет молитва, я думал, что же от меня батюшка хочет, какая еще молитва нужна? Но вместе с тем, мне сама обстановка, атмосфера на занятиях нравилась. В то время в храме было много трудов, а работать - некому, поэтому нам приходилось много трудиться, и труд наш доставлял нам радость. Народу было немного, но в основном такие деятельные. И было хорошо и приятно жить братьям вместе. Хотя, понятно, никакой общины не было, своего рода группа, но интересно.
      В храме буквально перед нами было переделано отопление, не очень удачно, дело - «труба». Мощности не хватало, в храме было холодно, и к концу зимы температура там стремилась к нулю. Паперть была наполовину занята кочегаркой: сажа, дым, копоть оседала на стенах. Когда у нас была Светлая Седмица, мы в храме замерзали - сидели по трубам, отогревались. Помню, в мае: выбегаешь на улицу, там было тепло, а в храме холодно. Каллиста Петровна, алтарница, была мудрым человеком, у нее в алтаре стояли валенки, она в них и ходила. С оглашением каждой группы температура в храме поднималась, потом появились вдруг обогреватели, стали всем миром строить отопление... Удалось восстановить северный вход, оттуда убрали кочегарку. Электроэнергия еще была достаточно дешевая, и в храме стало чисто и очень даже комфортно.
      Скажу честно, сомнения у меня по временам возникали всякие, в том числе и искушения, и соблазны проверить слухи. Говорит же народ всякое - «зря же болтать не будут, ведь дыма без огня не бывает». Но теперь уже могу сказать, что на данный момент в Русской церкви, к сожалению, ничего реального и серьезного в плане миссии, катехизации, общинной жизни, кроме как в Преображенском братстве, я не встретил. Не исключаю, что есть другие пути к Богу, может быть, в какой-то личной молитве, в общении со своим духовником. Всем по-разному все это открывается. Но мне открывается именно в общине, в общинной жизни, братской жизни.
      Общинная жизнь - это маленькая Церковь, это явление Христа, когда двое или трое собираются во Имя Его. И даже это может быть просто беседа, но если это собрание духовное во имя Христа, то Христос посреди них, посреди, в середине этой общины. И это явление мне более понятно, более открыто. Когда люди совершенно разных интересов, разных даже культур, возраста, воспитания собираются во имя Христа, то и Христос посреди них. Другие пути мне, к сожалению, а может быть, и к счастью, пока не открыты, судить о них не могу.
       Получается, что Дух Святой в данном собрании раскрывается определенным образом, и в разных собраниях Он по-разному раскрывается. И там, и там этот же Дух Святой. И в этом плане - это одна Церковь. Но раскрытие точно так же, как молитва и вера в Бога, по-разному у всех, потому что одинаковых людей нет, одинакового ничего не должно быть. Братство позволяет служить, являть Церковь. Служить именно теми дарами, которые Господь дал вот этим людям. А дары эти все - от Святого Духа.
       Блаженный Августин говорил: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь".
Источник

Заостровский приход, Архангельская епархия, о. Иоанн Привалов

Previous post Next post
Up