Оригинал взят у
tapirr в
О Литургии Великой Субботыпишет
mikhail_zeleny О Литургии Великой Субботы и навечерья Рождества и Богоявления "Решил вынести из комментов (в основном своих в в теме
pr-daniil О ПРИЧАЩЕНИИ НА ПАСХУ) с небольшими дополнениями.
Сначала о том, откуда, собственно взялся на Пасху (а также на Рождество и Крещение) такой необычный порядок служб: не всенощная, часы и Литургия, как на все другие праздники, а сначала вечерня, соединенная с Литургией свт. Василия Великого, а через некоторое время после нее утреня с предшествующими ей службами (полуношница и крестный ход в Пасху и великое повечерье, с литией на Рождество/Крещение) и вторая Литургия свт. Иоанна Златоуста (которую обычно и считают собственно праздничной). Вот что пишет известный специалист по литургике о.Михаил Желтов
mzh_disc в теме о.Александра Шрамко
Наша Пасха - колбаса!:
Исторический факт таков, что первоначально на той литургии, которую мы считаем пасхальной, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не причащали мирян.
Дело было так: пасхальное бдение, заканчивающееся пасхальной литургией, существовало уже в доникейскую эпоху; сейчас оно никуда не делось - это так называемые вечерня Великой субботы с литургией Василия Великого.
Особо продолжительная вечерня (с обрядом света, кстати) вместе с литургией (за которой все и причащаются) составляла пасхальное бдение уже в 3-4 веках.
[ПРИМЕЧАНИЕ: У нас это бдение даже с точки зрения формального порядка еще более приближено к обычному воскресному бдению путем прибавления к вечерне с литургией еще и чина благословения хлебов, великого чтения (на обычном бдении тоже должно всегда быть!) из Деяния и квази-утрени (когда поется некий канон (конкретно какой - не так важно, указания о каноне в истории менялись), но он поется а) С БИБЛЕЙСКИМИ ПЕСНЯМИ, б) со вставкой УЧИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ (из Епифания), что вообще-то возможно ТОЛЬКО на утрене)].
Однако в Иерусалиме в 4 же веке возникла своеобразная традиция - чтобы после окончания полного пасхального бдения, совершаемого всенародно в большой базилике, епископ шел на Гроб Господень (в 4 веке он находился в отдельном от базилики здании) и там в присутствии всего нескольких клириков вкратце совершал еще одну литургию. Зачем (тем более две литургии подряд!) это делать??? А затем, чтобы послужить в день Воскресения на Живоносном Гробе - т.е. не для народа вовсе, а ради особого почитания Святого Гроба. Народ же только что уже причастился на бдении!
Вот из этой-то практики и возникла двойная литургия на Пасху (а впоследствии по аналогии - и на Рождество с Богоявлением) - когда между двумя вечернями в Великую Субботу и в Святое Воскресенье (т. е. в рамках, в общем-то, одного суточного цикла) появляется не одна, а две литургии, причем первая более важная, а вторая - менее (в нашей традиции - литургии свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста соответственно)
Потом добавился канон прп. Иоанна Дамаскина, который оформили как утреню - и пасхальное бдение в основной своей части переехало на день (а позднее и утро) субботы (впрочем, Деяния и квази-утреня впоследствии остались почти там же, где были). Вторая (вторая!) же пасхальная литургия стала восприниматься как собственно пасхальная.
Но традиция понимания литургии Великой субботы как собственно главной пасхальной литургии сохранялась (без особого осознания) и потом еще очень долго. Например, в Греции в XIX веке народ причащался в основном в Великую субботу, а не на Пасху.
Или вот, например, разговение после _литургии Великой субботы_. По Студийскому уставу это было нормой (но эта литургия служилась, хоть и не ночью, все еще во второй половине дня). И греки в Иерусалиме до сих пор так и делают (хоть и придумали новое объяснение - что Святой огонь разрешает пост) - несмотря на то, что литургию эту служат уже утром.
Так что не все здесь просто с этими традициями. Хотя я, конечно, за Причащение в пасхальную ночь. А поскольку перенести _древнее_ пасхальное бдение на его первоначальное место сейчас уже практически невозможно (тогда нужно Светлую Заутреню петь на рассвете, а этого народ не поймет; это возможно только где-нибудь в маленьком монастыре) - то я за Причащение народа за пасхальной литургией свт. Иоанна Златоуста. Подробнее об истории пасхального бдения см. в книге G. Bertoniere "Easter Vigil in the Eastern Church" или в статье о. Михаила Желтова и А.А. Ткаченко "Великая суббота" из "Православной Энциклопедии", которую в сокращенном виде вывесили на
http://sedmitza.ru -
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=32535 Теперь о широко распространенном заблуждении, что якобы Литургия Великой Субботы является не столько "первой пасхальной службой", сколько скорее "последней страстной". Вот, например,
mashenka_sench пишет:
Но сейчас-то устав другой, "сдвоенной" Литургии нет! В "Благословенную Субботу" мы вспоминаем покой Христов во Гробе и Его сошествие во ад, а на следующий день - Его Светлое Воскресение. Мой ответ:
К сожалению, Вы не правы: "сдвоенная Литургия" на Пасху никуда не делась. Похоже, Вас (как и многих) вводит в заблуждение то, что Литургия Великой Субботы в нарушение буквы и духа Устава сейчас совершается по обычаю утром ("ради удобства"), а не вечером (или хотя бы днем), как этого требует Богослужебный Устав (эта служба начинается с вечерни - читается 103 пс., поется Господи Воззвах со стихирами, читаются паримии). В результате затеняется смысл этой службы как службы, которая открывает богослужение праздника Пасхи. Давайте разберем по пунктам.
1. Эта служба - вечерня, а вечерня, как известно, относится не к текущему, а уже к следующему литургическому дню, открывая его богослужение. Возьмите, например, обычную вечерню в субботу вечером (под воскресный день) - она не к субботе относится, а к воскресенью: на ней меняется глас (скажем, в субботу был 1-й - вечером на вечерне будет уже 2-й), поются воскресные стихиры и т.д. В то же время вечерня в воскресенье вечером относится уже к богослужению понедельника - на ней поются стихиры Октоиха (покаянные и ангелам) и святого следующего дня из Минеи. Так и вечерня, совершаемая в Великую Субботу, относится не к богослужению Преблагосовенной Субботы, а открывает богослужение 1-го дня Пасхи, и вспоминается на ней не покой Христов во Гробе и Его сошествие во ад (это воспоминание совершается в конце вечерни Великого Пятка, на утрени Великой Субботы и заканчивается на часах), а уже Его воскресение.
2. Какие песнопения поются на Литургии Великой Субботы? На Господи Воззвах поются воскресные стихиры Октоиха 1-го гласа (как на любой воскресной вечерне) - уже их этого видно, что воспоминается на этой службе уже не покой Христов во Гробе, а Его воскресение. Следующие 3 стихиры "Днесь ад стеня вопиет" сейчас воспринимаются как "сугубо великосубботние", посвященные сошествию Христову во ад, но на самом деле они как раз "сугубо пасхальные", подобно известным стихирам "Пасха священная": по более древним уставам (например, Студийско-Алексиевскому) они пелись не только на Литургии Великой Субботы, но и на вечерне 1 и 2 дня Пасхи (на Господи воззвах) и прямо именовались в них "стихирами Пасхи". Да в общем-то и по содержанию они посвящены разрушению ада, а эта тема присутствует и в воскресных песнопениях Октоиха.
3. Возьмем теперь самый яркий элемент этой службы - чтения. Большая часть из 15 паримий - это пророчества о Воскресении Христовом: иногда более явные, как в книги пророка Ионы (Сам Спаситель указывал на "знамение Ионы пророка") или чтения о воскрешениях, совершенных Илией и Елисеем, иногда менее, иногда они скорее пророчествуют не столько о самом Воскресении Христовом, а о Царстве Небесном (вход в которое как раз и открыло воскресение Христово), как большая часть паримий из Исаии (не случайно ирмос 9-й песни пасхального канона - парафраза начала 2-й паримии: Ис.60:1). Апостольское чтение Рим.6:3-11) посвящено, конечно, в большей мере крещению (это связано с тем, что в константинопольском соборном Уставе Великой Церкви, откуда и заимствованы чтения в нашем Уставе, эта служба была крещальной - впрочем, с глубокой древности на пасхальном бдении крестили оглашаемых), но и о воскресении Христовом там тоже сказано (в некоторых древних уставах, например иерусалимском доиконоборческом, апостольское чтение было еще более ярким - начало 15-й главы 1 послания к Коринфянам). Наконец, Евангелие этой службы (вся 28-я глава Евангелия от Матфея) - самое яркое евангельское чтение о воскресении в нашем богослужении (не случайно оно в полном объеме только под Пасху и читается, в течении года повторяется только его последние 4 стиха - идите, научите все народы).
4. Прокимен перед Евангелием (единственный раз в году прокимен вместо алилуария!) тоже посвящен Восересению Христову: Воскресни Боже, суди земли. Содержание причастна (Восста яко спя Господь) тоже воскресное.
5. Еще делается неправильный вывод об этой службе как относящейся к "дню великой тишины" из пения "Да молчит всяка плоть" вместо Херувимской. Но дело в том, что эта особенность (а) достаточно поздняя (впервые появилось в первопечатной греческой Триоди 16 века), а во-вторых в иерусалимской Литургии Апостола Иакова, откуда это песнопение заимствовано, оно и в другие дни пелось, а не только в Великую Субботу (см. Н.Д. Успенский "Византийская Литургия").
6.Наконец, выводы о "непасхальном" характере Литургии Великой Субботы могут делаюьтся из того, что на ней поется на "Славу" стихира утрени Великой Субботы Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя - Благослови Бог день седьмый, сия есть благословенная суббота..., а также из того, что напевы службы еще не столь радостные , как на Пасху. На первое следует ответить, что стихира Днешний день тайно... появилась в службе относительно поздно (см. упоминавшуюся выше
статью "Великая Суббота" из ПЭ), так что это не аргумент, а что до напевов, то обычай петь пасхальный канон на плясовой мотив ("Сударыня-Барыня") есть вообще чисто русский и совсем уж поздний (чуть ли не 19 века - до этого пели на мотив, бликий к мапеву ирмосов рождественского канона "Христос раждается" - кстати, нередко похожим мотивом на пасхальной службе и сейчас поют ирмоса на катавасию). У греков или старообрядцев (а и те и другие сохранили более традиционную практику) напевы на Пасху куда спокойнее и такого стилистического разрыва, как у нас, между службами Пасхи и Великой Субботы не возникает. Да и вообще тут много субъективного: я, например, напевы припевов славно бо прославися и Господа пойтена паримиях и в особенности прокимена Воскресни Боже, суди земли воспринимаю как не менее радостные, чем мелодии пасхальной заутрени.
Вывод: как я и говорил, и по ныне действующему Уставу никуда "сдвоенная Литургия" не делась, и относится она не к Преблагословенной Субботе, а уже к Светлому Христову Воскресению. Другое дело, что есть кое-какие особенности, которые это затеняют - прежде всего, как я говорил, неправильное время совершения службы (Устав предписывает начинать ее совершение "в десятом часу дня", т.е. за 2 часа до заката, а заканчивать уже тогда, когда зашло солнце). Я не буду вдаваться в обсуждение того, правильно это или неправильно (очевидно, что неправильно, но правильное время совершения этой службы востановить на практике сейчас очень и очень непросто), но уж во всяком случае надо хотя бы знать о том, когда эта служба должна совершаться, чтобы неправильные выводы не делать.
Кстати, еще один вопрос (хотя он впрямую относится не к Литургии Великой Субботы, а к той Литургии, которую обычно считают собственно пасхальной) - почему на ней евангельское чтение (Пролог Евангелия от Иоанна) не имеет прямого отношения к Воскресению Христову? Ответ на это дается в комментах к теме
ailoyros Почему пролог Иоанна читается на Пасху:
В Иерусалиме 4-5 вв., Пролог от Иоанна (1.1-17) был литургич. чтением т.н. "Новой недели", а.к.а. "недели Антипасхи", в современной практике называющейся неделей Фоминой. Почему именно Пролог? не исключена связь с таинствоводственным оглашением, совершавшемся ежедневно на пасхальной седмице и заканчивавшемся в это самое воскресение. Т.о. завершение пасхальной седмицы и завершение тАинственной инициации в Церковь ее новых членов, понимались кк. некое "новое начало", отмечавшееся чтением начальной главы Ев. от Иоанна.
Как Пролог попал с Новой недели на Пасху? Возможно, таким образом - в Иерусалиме 4-5 вв (мы знаем об этом уже от Эгерии, но Армянский лекционарий уточняет ее данные), вечером в день Пасхи совершалась процессия в церковь Сиона, где прочитывался рассказ о явлении ИсХс апостолам в 1-й по воскресении, "дверем затворенным" (Ин 20.19-25). В следующее воскресенье, в Новую неделю, вечером совершалась такая же процессия в ц. Сиона, где этот рассказ "дочитывался" до уверения Фомы (20.26-31) (т.о. - уверение Фомы не было ни литургич. чтением этого дня, ни его "основной темой"). Возможно, этот цикл чтений -
Воскресенье Пасхи Марк 16.1-8
вечером Иоанн 20.19-25
Воскресенье Антипасхи Иоанн 1.1-17
вечером Иоанн 20.26-31
был модифицирован в Константинопольской практике, где отказались от этих "вечерних" процессий - чисто иерусалимской особенности и т.о. 1) чтение об уверении Фомы переехало с вечера Новой недели на утро и неделя стала Фоминой; 2) Пролог Иоанна переехал с утра недели Фоминой на утро Пасхи; 3) эта К-польская структура чтений была позднее воспринята в Иерусалиме в после-иконоборческий период. Остаток древней иерусалимской "стациональной литургии" до сего дня - это чтение рассказа о явлении апостолам на вечерне Пасхи: только в Иерусалиме это чтение совершалось на том самом месте (как думалось) где это событие происходило - that was the point.
Пролог Иоанна, afaik, является литургич. чтением Новой недели в армянской апостольской церкви. Наконец, последний вопрос: о Литургии сочельников Рождества и Крещения - с чем связаны особенности этих служб? Частично ответ был дан выше у о. Михаила Желтова (по аналогии с Пасхой), подробности можно посмотреть на форуме
Диаконник:
http://deacon.ru/forum/viewtopic.php?t=562 UPD: Статья о. Михаила Желтова
Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени на портале
Богослов.Ru.