Оригинал взят у
pa_o_lina в
Катехизация как мистагогическое измерение ЦерквиArhim. Teofan Mada.
Catehizarea, o dimensiune mistagogică a Bisericii.
![](http://ziarullumina.ro/sites/default/files/styles/articol-content__normal/public/articol/2012-03/190249input_file0093247.jpg)
Ziarul ”
Lumina”, Ediția de Banat. 05.11.2012. Перевод с румынского.
Святоотеческая катехизация постепенно раскрывала основополагающие темы о христианской вере и таинственной жизни Церкви - от самых простых до самых сложных. Пастыри, взявшие на себя ответственность за катехизацию, должны были обладать духовным опытом и безошибочной дальновидностью.
Дар рассуждения и различения, движимого любовью, был необходим, чтобы новоначальные не были "придавлены" глубокими понятиями и истинами, но чтобы в них постепенно вызревало слово Божие. Цель катехизации заключалась не в преподании информативных сведений о вере, но в посвящении в истины и тайны Церкви, в цели божественной икономии. Оглашаемые находились в «переходном» состоянии, на границе между ветхим и новым миром, между верой и неверием. Поэтому они нуждались в особом внимании. Даже сам факт того, что основными целями катехизации были посвящение в тайны и духовную жизнь Церкви, сосредоточение жизни людей на живой связи с мистическим Телом Христовым и их полноценное вхождение в общину святых, указывает на интенсивный мистагогический характер катехизации.
Для отцов Церкви катехизация была немыслима без этого соотношения с литургическим и мистагогическим пластами. Анализ литургии, богословские комментарии к ключевым моментам духовной жизни через участие в богослужениях Церкви занимали важное место в катехизации. В катехизическом опыте Церкви также есть замечательное богословие об иконах, символах веры, о содержании богослужений. Иными словами, катехизация питается и обогащается через таинства, через служение. Эти акценты имеют большое значение для научения христианской вере в наши дни, потому что современная катехизация не должна уклоняться к чисто идеалистическому подходу или более к теоретическим, философским и социальным вопросам, нежели к формам церковной жизни. Катехизация призвана предложить оглашаемым не зашоренное морализаторство и не жесткие нормы определенной культуры, но приобщить к пространству спасения и раскрыть пути его опытного переживания в литургической и таинственной жизни Церкви.
Молитва Господня занимала центральное место в катехизации Церкви в первые века. Богословское содержание этой молитвы практически обобщает все богословие Церкви, являясь "синтезом всего Евангелия". Однако для святоотеческого катехизического этоса серьезное значение имело соотнесение с символами, иконами богослужениями. Все освящается и преображается в богослужении, особенно в Божественной литургии, именно через действие благодати и присутствие Святого Духа.
Таинство Евхаристии есть жертва, врачевание и путь к воскресению, вдохновляющее пространство, собирающее всех членов церковного тела. Эта объединяющая сила, как писал святитель Игнатий Богоносец, и одновременно очищающая от всякого «разъедающего» воздействия, превращает собрание в народ Божий. Церковь, по выражению Николая Кавасилы, являет себя в таинствах. Это означает, что таинства составляют содержание веры и ядро духовной жизни, как подчеркивается и в таинствоводственных беседах.
Таким образом, православный этос, направленный на научение христиан через катехизацию, осуществляется в двух основных измерениях литургической реальности - через реальное участие в таинствах Церкви и через хранение нашей церковной литургической традиции. Поэтому катехизация в Церкви включает в себя, среди прочего, замечательное богословие таинств. Самым важным в этой мистериологии является то, что, с одной стороны, особое значение придается таинствам Церкви в совершении спасения, с другой стороны, ни одно отдельно взятое таинство не абсолютизируется. Полнота обретается в благодати. Благодать - это литургия сердца, которая оживляет тело через кровообращение.
(Продолжение следует)
Об авторе: архим. Теофан Мада (монастырь
Ходош-Бодрог, уезд Арад, Румыния) - доктор нравственного богословия (богословский факультет им. митрополита Андрея Шагуны в Сибиу). Учился также в Израиле, Германии, Англии и Греции. Принимал участие в различных европейских конференциях и симпозиумах на современные темы богословия, пастырства и социальной жизни. В сферу его интересов входят святоотеческое богословие, катехизация, пастырская психология, православная педагогика и нравственность, философская этика, актуальные социально-культурные вопросы. Автор целого ряда книг и статей.
"Совесть и компромисс. Духовная точка зрения на страдания нашего мира" ("Conştiinţă şi Compromis, Perspectivă spiritual-duhovnicească asupra nefericirii lumii noastre", Alba Iulia 2006). "Homo Seculus. Богословско-философский подход к секуляризации и "светскому" христианству" ("Homo Seculus, Abordare teologic-filosofică asupra secularizării şi creştinismului „secular”", Sibiu 2008), "Между Евангелием и компромиссом" ("Între Evanghelie şi Compromis", Bucureşti, 2008).