Забыть Брессона

Feb 17, 2010 09:51

 Производство субъективности человеком очень интересно, до тех пор, пока целью этого производства не становится навязывание открытых одним человеком смыслов другому человеку под видом истины. Ещё раз оговорюсь - субъективная истина верна до тех пор, пока становится орудием пытки для другого человека, то есть не является навязчивой и репрессивной. Боевая истина - это уже нечто совсем другое, чем истина без эпитетов.

Однако, людей, излагающих субъективную Истину с позиции силы, любят и уважают, так как в таких людях субъективные размышления часто сотрудничают с харизматичностью.

Таким был Маяковский: его манифестационным размышлениям легко поверить, что нужно сбросить кого-то там с парохода современности - они зажигательно боевые, талатливые, перспективные.

Таким был Набоков: размышлениями о Достоевском и Хемингуэе очень легко восхищаться - они напористы, хирургически изящны, остроумны.

Таким был Брессон: сложно противостоять его размышлениям об отказе от театральных выразительных средств в кинематографе - они логичны, четки и однозначны.

Таким был Гитлер: сложно противоречить размышлениям о превосходстве арийской расы и развитии потенциала Германии в ходе войны - они логично и структурировано изложены, с зажигательными интонациями и внушением веры.

Не стоит тратить тысячи букв моим читателям, уже горящим полемикой, - я не приравниваю Набокова и Гитлера, Брессона и Маяковского друг к другу. Однако стратегия навязывания субъективности для всех четверых одинакова - логичные построения, изложенные с позиции силы, людьми с боевой харизматичностью, пусть даже и разной интенсивности и направленности. Я не обсуждаю нравственный аспект такого навязывания, ни в коем случае - меня интересует чисто эгоистический аспект влияния чужого производства субъективности на моё личное.

Очень легко принять размышления сильного, разделить мнение сильного, стать на сторону сильного - умного, обаятельного, логичного, остроумного.

Итак, сильный и харизматичный Робер Брессон (цитаты из интервью Брессона взяты сайтов http://kinote.info/ и http://kinozapiski.ru/):

«Кино, которое делается сегодня, - это не кино, это - за малым исключением - всего лишь заснятый на пленку театр, и главные выразительные средства сегодняшнего кинематографа взяты у театра: это прежде всего актеры с их мимикой, пластикой и жестами. Кино, если оно таковым хочет стать, должно полностью упразднить театральную выразительность, в том числе актерскую выразительность. Театральная выразительность убивает кинематографическую».

Беседа Пьера Гожа и Робера Брессона «Режиссура - не искусство!» Cahiers du cinéma, 2000, n◦ 543

«Если кино - это средство что-то выразить, если кино полагает себя искусством, оно на самом деле станет им лишь в том случае, когда отринет все другие искусства. Но в данный момент оно как раз не отторгает их. И особенно притягивает, привлекает его драматическое искусство. Вот отчего кинематограф перестает быть кинематографом и становится зафиксированным на пленке театром! Чтобы преодолеть это, надо не размышлять, а чувствовать».

Беседа Пьера Гожа и Робера Брессона «Режиссура - не искусство!» Cahiers du cinéma, 2000, n◦ 543

Вот оно - «Театральная выразительность убивает кинематографическую». Смысл этой фразы, повторяемой с небольшими вариациями, усечениями или развитием, становится квинтэссенцией творчества Брессона. Которая затем становится общим местом (теряет смысл, как мантра проговоренная десятки раз), которое затем становится ярлыком - липучим и неотклеиваемым. Важная мысль о кинематографе проходит стадию фарса для того, чтобы стать банальностью. Также - «Если кино - это средство что-то выразить, если кино полагает себя искусством, оно на самом деле станет им лишь в том случае, когда отринет все другие искусства». Кино для Брессона - несинтетично, по крайней мере, он так декларирует. Кино не должно быть театром, фотографией, музыкой, архитектурой, литературой, живописью. И, уже тем более, оно не должно быть сочетанием этих элементов, их механической смесью, сплавом, диффузией одного элемента в другой, ассимиляцией элементов или их интеграцией. «Экранное изображение должно обладать определенным качеством - оно должно быть нейтральным». С этим даже не хочется спорить, если есть желание полагать кино - искусством. Кино (немое нейтральное взаимоотношение изображений) = искусство.

«- Вы противопоставляете «кинематограф» и кино…

- «Кинематограф» или кинематографическое искусство является письмом при помощи находящихся в движении, изображений и звука. Оно не может быть спектаклем, потому что спектакль требует реального присутствия, присутствия личного».

Высказывания, собранные Ивонном Баби, Le Monde, 26 мая 1966

«Смысл или окраска кадра должны возникать лишь в процессе взаимосвязи между ним и другими кадрами фильма, ибо фильм создают не кадры, но взаимоотношения, связи между ними - в такой же мере, в какой цвет ничего не стоит сам по себе, он начинает что-то значить лишь в сопоставлении с другим цветом».

Беседа Пьера Гожа и Робера Брессона «Режиссура - не искусство!» Cahiers du cinéma, 2000, n◦ 543

«Кино в другом: оно должно выражаться не в изображениях, но во взаимосвязи изображений, что совсем не то же самое».

Cahiers du cinéma, n◦ 75, октябрь 1957

«Я не столько ищу выражения через жесты, слова или мимику, но скорее выражение через ритм и сочетание изображений, через их последовательность, связь и количество. Ценность одного изображения должна прежде всего быть меновой».

Приложение Lettres et Arts к Recherche et Débats, n◦ 15, март 1951

Но любые размышления, не предложенные, а данные с позиции силы - репрессивны и сознательно, и бессознательно. Мысль, проходя стадию фарса, становится банальностью именно тогда, когда она изложена в репрессивном ключе - «должен», «отринуть», «сбросить», «вычеркнуть», «выполнить», «отказаться», «забыть».

Энергия противоречия, которая противостоит энергии очарования, энергии харизмы, энергии силы - вот тот параметр, который не позволяет опошлять, травестировать и снижать высокие мысли.

Параметр противостояния.

Противореча Брессону, Бергман делает театр частью кино.

Противореча Брессону, Ромер делает литературу частью кино.

Противореча Брессону, Рене делает архитектуру частью кино.

Противореча Брессону, Гринуэй делает живопись частью кино.

Противореча Брессону, Маль делает радиопостановку частью кино.

Противореча Брессону, Маркер делает фотографию частью кино.

Противореча Брессону, Джармен делает голос частью кино.

Противореча Брессону, Кэмерон делает порнографию частью кино.

Если воспринять мысли Брессона всерьёз, изучить его стратегию фильма, тактические приёмы его созданий - то тысячи новых Брессонов сядут в режиссёрские кресла. Загвоздка в том, что заученные максимы и мысли, рождённые в процессе личного опыта, отличаются примерно так, как отличается механика от биологии. Процесс такого клонирования Брессона, штампования брессонов будет скучен и пошл, как китайская подделка часов «Patek Philippe».

Самой удачной иллюстрацией поисков и открытий, которые человек сам производит на своём кинематографическом пути, является парафраз буддийской притчи:

На своём пути не слушай никого.

Встретишь Брессона - убей Брессона.

Харизматика Брессона, навязчиво излагающего свою бесконечную мантру о театральности, нужно забыть (репрессивность этой фразы снимается следующей фразой - я надеюсь на это).

И помнить другого Брессона - молчаливого и красноречивого в этом молчании.

Забыть Брессона. И помнить Брессона всегда.

Робер Брессон, Ингмар Бергман, Ален Рене, Крис Маркер, Эрик Ромер, Джеймс Кэмерон, Дерек Джармен, Питер Гринуэй, Луи Маль

Previous post Next post
Up