О Берлинской школе. Тихая революция в европейском кино

Jul 20, 2014 15:23



«О Берлинской школе. Тихая революция в европейском кино», М.: Новое издательство, 2014. - 128 с. ISBN 978-5-98379-188-6

Для меня, как человека "проспавшего" творчество содружества современных немецких режиссёров, известное как "Берлинская школа" (Cineticle № 8 был полностью посвящён "БШ"; позже я с удовольствием нагонял упущенное, чего и вам желаю - многие фильмы "школяров" переведены на русский), появление такого рода книжек - радость и счастье. Книга выпущена в качестве информационной поддержки ретроспективы режиссёров "Берлинской школы" на ММКФ-2014, но выглядит совсем не как какой-то обязательный и скучный пресс-релиз, а как полноценная продуманная работа. Если бы я начал знакомство с режиссёрами "Берлинер шуле" сейчас, после прочтения этой книжки, то, я уверен, что оно было бы более подготовленным и имело бы вот такое критическое основание.
Книга, как на мой взгляд, очень сбалансирована. Две серьёзные статьи Михаила Ратгауза и Василия Корецкого; извлечения из переписки о "Берлинской школе" Графа-Петцольда-Хохойзлера; два разговора - с Ангелой Шанелек, который был опубликован в "Сеансе", и Ульрихом Кёлером; "двойчатки", составленные Хоххойзлером - столкновение двух кадров, которое он практикует у себя в блоге - довольно оригинальный материал; ответы на анкету, составленную Михаилом Ратгаузом - Петцольд, Кёлер, Хоххойзлер (броское название - "Капитализм, меланхолия, дружба"); статья о контексте кино "нулевых" от Марии Кувшиновой (тоже публиковалась в "Сеансе") и разговор с философом Михаилом Маяцким; раздел фильмографии "Главные фильмы Берлинской школы", составленные Данилой Липатовым. Для полного (моего) счастья не хватает разговора с Кристианом Петцольдом (и чтобы объёмом был не меньше, чем отменный разговор с Ангелой Шанелек) - но это во мне говорит доброта и жадность.
Вчера весь день я читал и перечитывал эту небольшую, но весьма насыщенную идеями книгу, а сегодня утром подумал, что в общем-то это прецедент. Эту книгу в 128 страниц вполне можно рассматривать как первый (ну, пусть единичный - это не так важно, как важен новый опыт) номер журнала о кино - сбалансированный, информативный (названия фильмов, цветные кадры из них, идеи режиссёров, большие интервью, интересные авторские статьи), с элегантной выдумкой ("двойчатки" и "анкета"). Я уже не пишу развёрнуто о книге как типографском объекте: издана хорошо, "Крыло сизоворонки" Дюрера на обложке бросается в глаза, мне нравятся большие поля - не только из-за удобства, но и за функциональность (в них располагаются сноски). По большому счёту эту книгу можно принять за пример журнала и в плане наполнения-структуры, и в плане типографском. Вряд ли его можно было бы выпускать каждый месяц, да ещё с цветными страницами и тиражом 1000 экземпляров - но это и не нужно. Три раза в год, не экономить на бумаге и печати, найти важные темы и уверенно их разработать - и однозначно был бы толк. Я не знаю, как там дело обстояло бы в смысле маркетинга и продаж, но то, что вот такой номер о какой-то важной теме, дающий довольно глубокое о ней представление, нужен - я в этом уверен. Мечтать не вредно.

Бернард Хоххойзлер, Доминик Граф, Ульрих Кёлер, Кристиан Петцольд, Ангела Шанелек

Previous post Next post
Up