Как-то совпало. Перечитывал интервью Луи Маркорелля, в котором он ведёт "перекрёстный допрос" Роже Ленара и Жака Риветта. В нём Ленар, которому на момент интервью было 60 лет (1963 год; Риветту - 35), сказал, что кино - это искусство молодёжи, искусство, которое становится романом, когда режиссёр "взрослеет" и стареет.
А потом я пересмотрел фильм Андре Лабарта "Динозавр и дитя", в котором что-то очень близкое говорит Годару Фриц Ланг ("Я думаю, это искусство для молодых"). Фильм Лабарта замаскирован под документальный (см. концовку и дубли, в которых "Снято" командует сам Ланг), Ланг потрясающе играет роль Ланга, и мне начинает казаться, что Годар и Ланг - одного возраста. И ни морщины, ни этот монокль, ни руки Ланга не могут ввести в заблуждение - он молод, как и Годар.
Это вопрос внутренней молодости - Годар говорит о призе-напополам в Каннах: "
Они объединили старого режиссера, который делает молодой фильм, с молодым режиссером, который делает старый". Годар сегодня моложе многих режиссёров. Может быть, чем старше они становились, - Ланг, Годар, Риветт - тем моложе они становились внутренне. Не знаю...
(И в сторону. Пересмотрел новеллу Жана Руша из "Париж глазами..." - удивительная. Три склейки на протяжении 18 минут - банальная арифметика не поможет определить магию Руша. Тридцать секунд - склейка - начало. Затем сплошной кусок жизни - 17 что ли минут (Барбе Шрёдер - везунчик!). И последняя склейка - смерть. Монтаж Руша - это нечто особенное.
Пересмотрел и новеллу Шаброля - нет ничего более отвратительно-завораживающего, чем то, как Шаброль ест. Это просто праздник какой-то!)