Портрет леди кисти слепого художника

Mar 10, 2014 20:48



На гребне второй генриджеймсовской волны, которая накатила на меня недавно, решил всё же пересмотреть "Портрет леди", который смотрел лет шесть назад - уже тогда он меня дико раздражал своим широким форматом кадра. Включил, начал смотреть, посмотрел немного, вспылил и выключил. Причина раздражения осталась - я даже уверился в чувстве, что такой формат категорически не подходит фильму. Критиковать это нет смысла - предполагаю, что какая плёнка и камера были даны Кемпион, на такие она и снимала.
Вместе с видеофайлом самого фильма в папке был трейлер и бонус в виде почти часового документального фильма Питера Лонга и Кейт Эллис "Джейн Кемпион и "Портрет леди" (Peter Long and Kate Ellis Jane Campion and The Portrait of a Lady, 1996). Оказался для меня весьма любопытным - по причине частного интереса, естественно.
Сложно сказать на что он снят (наверное, телекамера), но изображение весьма "шумящее", резко контрастное при переходе к светам (очень пережжённое), со странными провалами цвета, которые меня заинтриговали - нечто подобное я видел, точно не помню, лишь у Сокурова в фильме "В круге первом": вроде бы цвет приглушен до выпадения в ч/б, но всё же считывается (после сериала "Ликвидация" Сергея Урсуляка такое "срезание" цвета уже даже иногда раздражает, как всё, что слишком нарочито). Пример - заглавный скриншот с загримированным Малковичем: у него вокруг рта синяя грим-краска, он подготовлен для съёмки крупного плана рта, который шепчет о любви. Синий цвет краски очень тёмный - вот так и во всём фильме, кроме цветных фрагментов уже снятого фильма, - то вот такие пришибленные цвета, то пропадание их до полного монохрома.

Такая картинка, при всех её недостатках - шум, куцый динамический диапазон, нереальная цветопередача - мне очень понравилось. А потом, в первой половине фильма был интереснейший эпизод о режиссёрской тактике Кемпион, в котором цветной фрагмент из готового фильма мягко перетекал в footage-кадры, снятые Лонгом и Эллис. Это позволило сравнить ощущения от широкого и телевизионного формата.




И вот эта телевизионная картинка, которую многие посчитают просто уродливой, вместе с сочетанием этой дико шумящей фактуры, словно бы снятой с поверхности литографического камня или старинного дагерротипа (вспомнился почему-то портрет самого Джеймса на стене алтаря из "Зелёной комнаты" Трюффо), мне показалась совершенно конгениальной роману Джеймса. Это, конечно, невозможно доказать, но в таком сочетании формата, который открывает удивительное пространство вокруг героев, невозможное при широком формате кадра, странного цвета, который как будто бы выбирает сама телекамера (возможно, так и есть - я сталкивался с таким, снимая на miniDV; в этом есть даже какой-то перверсивно-изысканный кайф, когда ты, снимая, не знаешь, как камера видит то, что видишь ты), а человек потом ничего не корректирует, а также грубоватой фактуры есть что-то точно соответствующее истории Джеймса. У него всегда присутствует некая серая изнанка, по которой вышиты великолепные цветы, полностью её скрывающие - читая, переходишь от цветка к цветку и только краем глаза, краем чувства засекаешь эту серую канву, из которой они вырастают.
Интересно, что, смотря телевизионный документальный фильм, я сначала подумал о сотне таких вот телеспектаклей-экранизаций классики - с такой картинкой, с такими крупностями, с такой телевизионной "замыленностью". Но потом всё изменилось, когда параллельно с "большой" камерой сцену одновременно снимала телекамера - это был уже не телеспектакль, а документальный фильм. И это было захватывающе - роман Генри Джеймса в документальном исполнении. Может быть, так и следует экранизировать этого писателя, которого Риветт считал неэкранизируемым, обращаясь к его темам, перелицовывая их в собственном стиле... Джеймс Айвори, экранизируя Джеймса трижды, с каждым разом, как мне кажется, уходил от него всё дальше и дальше - "Золотая чаша" это красиво и костюмно и хватит об этом. И снова удивлю, но смак новелл Джеймса ухватил Доминик Граф (режиссёр, хронически болеющий монтажом) - с его дрожащей камерой, тёмным изображением и диким, совершенно непристойно быстрым монтажом. А обращение к Джеймсу Трюффо поистине из ряда вон - просто великолепное.


Думаю, именно сочетание формата и некоего чувства балансирования документального и постановочного (когда каким-то шестым чувством ощущаешь, что постановочное переходит в документальное и наоборот) породило такой эффект. Но при явной документальности картинка не вылизана до чёткости и гладкости, за которую глазу невозможно уцепиться - "аутентичность" (беру в кавычки, так как это аутентичность, ощущаемая субъективно) достигается неаутентичными приёмами, которые были определены наугад. Что ж, счастливое стечение обстоятельств.

Джеймс Айвори, Александр Сокуров, Кадр, Генри Джеймс, Франсуа Трюффо, Джейн Кемпион, Джон Малкович, Жак Риветт

Previous post Next post
Up