"Левиафан". Дополнение

Dec 08, 2013 10:50

Вот что значит я не лаканист... Хотя историю о приснопамятной рыбалке Жака Лакана, о которой напомнила в ФБ Юлия Коваленко, я знал, но начисто забыл. История о том, как к Лакану пришло "просветление" насчёт того, что вещи смотрят на нас - он понял это, когда некий рыбак Жан в шутку сказал о жестянке, что качалась на волнах: "Видишь эту жестянку? А она тебя не видит!"
Кастен-Тейлор и Паравел в "Левиафане" сделали нечто особенное, о чём я теперь понял: они привинтили к траулеру-большой жестянке цифровые камеры, чтобы мы, может быть, посмотрели её взглядом. Взглядом вещи.

Там же в ФБ Елена Запольская вспомнила вендерсовского Фрица Манро/Мунро из "Лиссабонской истории". Напомню: он ходил по Лиссабону с камерой, которая висела за плечом, то есть, в принципе пользовался той же стратегией, что и "левиафановцы". Но у него ничего не вышло - Елена написала о дистиллированности такого эксперимента, а "левиафановцы", используя стратегии монтажа и озвучивания (то есть вмешательство человека после взгляда вещи), смогли (не снять!) собрать интересное кино.

Насчёт интерпретационной свободы. Можно вообще не интерпретировать "Левиафан" - нулевая степень смотрения (птицы, море, корабль). "Киноакмеизм", как сказала Елена (киноакмеизм - хоть имя дико, но мне ласкает слух оно). И это будет интерпретация путём отказа от интерпретации. После этого предложения все желающие (думаю, их будет немного) могут поднимать мои высказывания об отказе интерпретирования поздних фильмов Тарра - я буду обороняться тем, что Тарр только на первый взгляд кажется "базеновцем", но всё созданное им работает на его режиссёрскую идею (чаще всего у Тарра их даже не несколько, а одна - так сильнее ударяет). Тарр не даёт свободы для интерпретации. Кстати, это тема для новой статьи.

Вим Вендерс, Вирина Паравел, Люсьен Кастен-Тейлор, Бела Тарр

Previous post Next post
Up